Чубайс выбрал Гозмана


Последние думские выборы 2003 г. СПС проиграл, не сумев преодолеть 5%-ный барьер. Ответственность за провал избирательной кампании взяли на себя основатели партии Борис Немцов, Анатолий Чубайс, Ирина Хакамада и Егор Гайдар. В январе 2004 г. все четверо оставили руководящие посты, а Хакамада даже вышла из партии.

После этого руководство партией взял на себя коллективный лидер – президиум федерального политсовета (ФПС), в который вошли член правления РАО ЕЭС Леонид Гозман, секретарь ФПС Виктор Некрутенко, его предшественник на этом посту Борис Минц, бывший депутат Госдумы Борис Надеждин и экс-сенатор Иван Стариков.

В июле прошлого года ФПС образовал рабочую группу по разработке порядка выборов председателя партии, ее возглавил один из членов ФПС – Григорий Томчин. Спустя два месяца Томчин презентовал проект “праймериз”, т. е. всероссийского отбора кандидатов в председатели с участием как партийцев, так и избирателей СПС. О своем желании претендовать на лидерство тогда открыто заявили Стариков и Надеждин. Но в итоге ФПС принял решение с “праймериз” не связываться и выбрать председателя на съезде 28 мая.

5 апреля прошло совещание, в котором участвовали Чубайс, Немцов, четверо членов президиума ФПС (кроме Гозмана, который находился в отъезде), а также руководитель партийного исполкома Олег Пермяков. По словам Старикова, “на совещании обсуждались кандидаты на пост лидера партии”. Несколько участников рассказали, что Чубайс настоятельно рекомендовал коллегам обеспечить избрание на председательский пост Гозмана.

Связаться с самим Чубайсом вчера не удалось.

Настаивая на кандидатуре Гозмана в качестве нового лидера СПС, Чубайс убеждал коллег, что этот пост “в большей степени технический” и вопрос, кто его займет, не столь важен, как может показаться, рассказывает Стариков. “Очевидно, что правые должны войти в демократическую коалицию или влиться в новую партию, у которой может появиться новый лидер, – поясняет Стариков ситуацию. – Тогда председателю СПС придется уйти”.

Аргументы Чубайса не подействовали на коллег. “Гозман не нравится никому, кроме Чубайса”, – утверждает один из участников совещания. Собеседника “Ведомостей” не пугает даже возможный выход Чубайса из СПС, в случае если коллеги откажутся поддержать Гозмана. “Если Чубайс уйдет, нам будет даже легче и организационно, и финансово”, – всерьез говорит партиец. Он также утверждает, что Стариков и Надеждин пообещали Чубайсу, что все равно выставят свои кандидатуры на съезде.

“Я знаю, что моя фамилия обсуждалась [на совещании 5 апреля], но вряд ли на безальтернативной основе, – заявил вчера Гозман. – Чубайс – прагматичный и разумный человек и устраивать внутрипартийный конфликт не будет”.

Источник в федеральном политсовете утверждает, что против избрания Гозмана могут выступить ряд региональных организаций, но, если “Чубайс все-таки продавит его”, в партии может произойти раскол.

Эксперты в перспективы Гозмана как лидера СПС тоже не верят. “Эта партия идет к развалу, – считает Андрей Рябов из Московского центра Карнеги. – И если Чубайсу удастся навязать партийцам Гозмана, то СПС не избежать раскола”. “Лидерство Гозмана не пойдет на пользу партии, – соглашается Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – Это абсолютно техническая фигура, он всегда будет восприниматься как функция Чубайса”.