Дума вступилась за банковскую тайну


Вчера Госдума 337 голосами одобрила парламентский запрос в Генпрокуратуру с просьбой разобраться с утечкой “конфиденциальной информации” о банковских проводках расчетно-кассового центра (РКЦ) ЦБ с апреля 2003 г. по сентябрь 2004 г. Такая база появилась в продаже с февраля – за жесткий диск размером 60 Гб просили $1500–2000, а затем вдвое меньше. На прошлой неделе за 1500 руб. “Ведомости” купили фрагмент базы, который редакция предоставила в ЦБ и председателю банковского комитета Госдумы Владиславу Резнику. Данных о состоянии счетов физлиц там нет – только сведения о платежах компаний и граждан, банковских реквизитах и договорах между плательщиками. “Утечка информации из ЦБ – прямое нарушение закона, – говорит Резник. – Надо проводить проверку по факту и принимать меры прокурорского реагирования”.

Представитель Генпрокуратуры заявил, что ведомство не возбуждает дел по факту. Эта возможность узаконена год назад и пока не получила широкого распространения, подтверждает источник в управлении “К” МВД – оно занимается расследованиями в сфере высоких технологий. Другая возможность возбудить уголовное дело – заявление пострадавшего, но в связи с базой по проводкам таких обращений в управление “К” не поступало, сказал его пресс-секретарь Анатолий Платонов. По мнению его коллеги, разбираться с утечкой должна ФСБ. ЦБ пока ведет собственное служебное расследование. Во вторник председатель Центробанка Сергей Игнатьев заявил, что лично контролирует его ход и повысил безопасность банковских операций. Первые сигналы об утечках появились полгода назад и ЦБ ввел дополнительные степени защиты информации, пояснил источник в ведомстве. По его словам, у ЦБ нет единой базы банковских проводок – авторы ее нелегальной копии самостоятельно сводили данные из регионов, “допустив множество пропусков и ошибок”.

Но и данные с ошибками могут стать на рынке хитом. Они, например, позволяют “проследить все платежи и поставки техники крупным компаниям”, радуется сотрудник российской компании – поставщика техники, который приобрел базу. “Чтобы сформировать выгодное предложение для заказчика, просто “пробиваешь” его по базе и смотришь, что ему нужно”, – описывает он новую технологию своей работы. Банки также могут с помощью базы переманивать клиентов друг у друга, добавляет начальник отдела защиты информации Русславбанка Игорь Митюрин, и будут просто вынуждены ее купить.

Огласки информации о своих платежах боятся не все бизнесмены. Президент группы “Разгуляй-УКРРОС” Игорь Потапенко говорит, что его это не беспокоит и судиться “за секретность” он не будет. Напротив, гендиректор и совладелец сотового оператора СМАРТС Геннадий Кирюшин обещает подать в суд, если понесет ущерб. А гендиректора “Аптечной сети 36,6” Артема Бектемирова просто возмущает, что финансовая деятельность его компании “может стать публичной”, но он признает, что “у нас рано или поздно любая база [данных] становится публичной”.