КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Без цемента


Продажа группой “Интеко”, принадлежащей супруге московского мэра Елене Батуриной, цементного подразделения стала неожиданностью и для аналитиков, и для участников строительной отрасли.

“Интеко” – многопрофильная группа, объединяющая строительные предприятия, производство стройматериалов, нефтехимию и сельскохозяйственное производство. Впервые она стала известна как производитель пластмассовых стульев и одноразовой посуды. Тем не менее воспринималась “Интеко” прежде всего как вертикально-интегрированный строительный холдинг, извлекавший прибыль на всех этапах производственной цепочки типового домостроения – от выпуска цемента до продажи жилья оптом крупным риэлторским компаниям.

За короткий даже по российским меркам период “Интеко” приобрела пять контрольных пакетов в цементных заводах в России и на Украине. До 2002 г. цементного бизнеса у компании не было, а в этом году она уже претендовала на 17,5% цементного рынка страны – столько контролирует лишь лидер отрасли – группа “Евроцемент”, которая и стала покупателем цементных активов компании Батуриной.

Концентрация цементного бизнеса в руках компании, являющейся одним из лидеров жилищного домостроения в стране, выглядела в глазах экспертов дальновидной стратегией.

Между тем в отношении перспектив развития российского строительного рынка есть две равно популярные теории. Согласно одной из них рынок перегрет, строители, особенно в Москве, возводят больше жилья, чем готовы купить потребители, а существенный процент квартир приобретают покупатели-”инвесторы”, рассчитывающие на их подорожание и перепродажу. Адепты этой теории считают, что рынок недвижимости в ближайшее время ждет ценовой обвал и разорение девелоперов.

Приверженцы противоположной точки зрения обращают внимание на то, что жилья в стране возводится в разы меньше, чем в советское время, и ждут, что постепенное распространение ипотеки увеличит спрос на недвижимость и объемы строительства. По понятным причинам большая часть строителей и риэлторов придерживаются именно второй точки зрения.

В случае быстрого роста рынка дешевого жилья в выигрыше окажутся компании, располагающие собственным производством стройматериалов. Аналитики неоднократно говорили о том, что вертикально-интегрированная “Интеко” – одна из первых ласточек грядущей консолидации строительного бизнеса.

Однако руководство компании рассудило иначе и решило избавиться от собранных за два года цементных активов. По данным информированных о сделке источников, “Интеко” выручила за цементный бизнес $800 млн, и, как утверждают в компании, она теперь сосредоточится на девелопменте и управлении коммерческой недвижимостью.

Похоже, что “Интеко” выбрала для себя модель бизнеса, характерную для многих российских инвесткомпаний, – вложение в сулящие выгоду проекты и выход из них с прибылью через строго ограниченный период времени.