Не все резервы одинаково полезны


Россия – всемирный рекордсмен по профициту счета текущих операций (разнице между экспортом и импортом товаров и услуг). Как пишут экономисты ВБ в выпущенном вчера ежегодном докладе о глобальном финансовом развитии, за пять лет с 2000 суммарный текущий профицит 17 крупнейших развивающихся экономик, включая Китай, достиг $402,9 млрд, из них на Россию пришлось $200,9 млрд. Это 2% их общего ВВП. Эти страны профинансировали почти 20% текущего дефицита США. Накапливая резервы, они защищают себя от финансовых кризисов, получают кредит на более выгодных условиях и замедляют укрепление своих валют.

Но в страсти к накопительству есть не только плюсы, предупреждает ВБ. Активные “накопители” направляют большую долю профицита на скупку в резерв валюты и снижают долю инвестиций в ВВП. У стран Восточной Азии (без учета Китая) она с 1996 по 2003 г. снизилась на 9 процентных пунктов. В 2004 г. развивающиеся государства нарастили резервы примерно на $400 млн до $1,6 млрд (53% мирового прироста).

Издержки появляются из-за обесценивания валютных резервов в связи с падением доллара. К тому же, избыточные деньги, которые выпускаются для покупки валюты, некоторые государства стерилизуют за счет внутреннего госдолга. Тогда они теряют еще и на разнице процентных ставок: привлечение средств стоит им дороже, чем США и европейским странам, в госбумагах которых размещены резервы. Для России, подсчитал ВБ, эта разница с учетом укрепления номинального курса оказалась максимальной среди 17 стран – 8 процентных пунктов. Растущие издержки заставят развивающиеся страны замедлить накопление, полагает ВБ.

Российские экономисты с этой оценкой не согласны. “Нельзя говорить, что резервы обесцениваются из-за укрепления рубля, ведь никто не собирается тратить их внутри страны”, – поясняет чиновник Минфина. Россия, в отличие от других стран, стерилизует лишние деньги в стабилизационном фонде, не прибегая к внутренним займам, напоминает эксперт ЦМАКП Олег Солнцев. А наращивание внутреннего госдолга (за 2004 г. – на 96 млрд руб.) – это издержки пенсионной реформы, иначе Пенсионному фонду было бы некуда вкладывать свои деньги, говорит он.

Отказаться от наращивания резервов у России не получится: пока ежегодный текущий профицит превышает 30% накопленного в стране капитала, убежден главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. Экспортеры не найдут “других покупателей на привозимую ими валюту”, а Центробанк “за счет скупки резервов постепенно капитализирует российскую экономику”, рассуждает он. К тому же замедление роста резервов приведет к резкому укреплению рубля и росту экспорта, соглашается Солнцев. Единственным разумным способом приостановить рост резервов он считает выдачу за счет средств стабфонда кредитов на лизинг оборудования, не имеющего российских аналогов.