“Акрополь” взял суда


“Акрополь” стал акционером “Новошипа” в 2002 г., выкупив акции пароходства у группы “Спутник”. Сумма сделки не раскрывалась, но, по оценкам участников рынка, 17,5% “Новошипа” обошлись “Акрополю” примерно в $20 млн. “Акрополь” добивался выставления госпакета пароходства на продажу с тем, чтобы увеличивать свой пакет в “Новошипе” до контрольного. И в 2003 г. приблизился к заветной цели – Минимущество предложило включить 24,8% акций пароходства в план приватизации на 2004 г. Но неожиданно “Акрополь” решил выйти из проекта. В конце прошлого года группа решила продать бумаги пароходства, по словам вице-президента “Акрополя” Сергея Лепешкина, из-за того, что ей понадобились “средства для более крупных инфраструктурных проектов”.

О желании продать пакет “Акрополь” проинформировал Минэкономразвития и Минтранс, и в январе чиновники решили, что долю группы выкупит само пароходство, а в феврале совет директоров одобрил условия сделки. По решению совета акции выкупила 100%-ная “дочка” пароходства – либерийская компания Intrigue Shipping, которая контролирует флот пароходства. Сумма сделки, по словам близкого к ней источника, составила $158 млн. Эту информацию подтвердил “Ведомостям” президент “Новошипа” Тагир Измайлов.

По словам Измайлова, стороны заключили договор в начале марта, а закрыли сделку две недели назад. По договору “Акрополь” получил от Intrigue Shipping два построенных семь лет назад танкера suez-max дедвейтом по 150 000 т каждый – “Каспий” и “Кузбасс”. “Оплата шла судами из-за того, что у нас не было в наличии достаточно свободных средств, а оценены они были по рыночной стоимости”, – рассказывает Измайлов. Суда, по его словам, были оценены в $146 млн, а остаток выплачен “Акрополю” деньгами из собственных средств пароходства. “Акрополь” от комментариев отказался, но условия сделки “Ведомостям” подтвердил чиновник одного из профильных ведомств.

“Акрополь”, по словам Измайлова, сохранит связь с пароходством: “Новошип” будет оказывать услуги по поиску контрактов, техобслуживанию и подбору персонала для “Каспия” и “Кузбасса”. Стоимость услуги Измайлов не раскрывает. Но экс-гендиректор “Совкомфлота”, а ныне сенатор Дмитрий Скарга, говорит, что в среднем такие услуги приносят операторам около $1 млн годового дохода.

Сделка удачна для обеих сторон, считают эксперты. “Акрополь” всегда был финансовым инвестором, для него продажа пакета в “Новошипе” являлась вопросом времени, говорит Дмитрий Виноградов из Brunswick UBS. К 2005 г. фрахтовые ставки выросли вдвое по сравнению с историческим уровнем последних трех лет – с $20 000 до $40 000 в сутки. Одновременно более чем в два раза подорожали акции “Новошипа” и значительно выросла цена танкеров, добавляет Виноградов. “Акрополь” таким образом выбрал лучшее время для продажи акций, а “Новошип” – для продажи танкеров.

Измайлов соглашается, что “Новошип” выиграл на продаже “Каспия” и “Кузбасса”. “Два года назад мы купили их по $43 млн каждый”, – говорит он. А Виноградов добавляет, что “Новошип” всегда делал ставку на суда типа afromax и танкеры-сухогрузы. И продажа единственных suez-max более чем разумна, считает эксперт. Фрахтовые ставки для afromax растут быстрее и их обеспечение обходится дешевле, добавляет Михаил Ганелин из “ЦентрИнвеста”. Кроме того, продав суда, “Новошип” избавил себя от необходимости привлекать кредит, замечает Ганелин. К концу 2004 г. долг “Новошипа”, по его оценке, составлял не менее $300 млн, и дополнительные обязательства могли негативно сказаться на его экономике.