Минтранс зовет суда домой


По данным Минтранса, из 1000 принадлежащих российским компаниям судов под отечественным флагом внешнеторговые перевозки осуществляют около 200, а перевозят они всего 6% грузов. Остальное приходится на корабли, зарегистрированные на Мальте, в Либерии и Панаме, где судовладельцам не нужно платить никаких налогов с флота. По расчетам экспертов “Совкомфлота”, который регистрирует все свои суда в офшорных юрисдикциях, административные расходы там составляют всего $10 000–15 000 в год. Чтобы плавать под российским флагом, надо заплатить таможенную пошлину за импорт судна (5% от стоимости), а для новых кораблей – еще и НДС (18%). Транспортное судно морского класса стоит $25–60 млн. Экс-гендиректор “Совкомфлота” Дмитрий Скарга оценивает убытки после регистрации нового судна в России в среднем в $212 000 в год.

Министерство транспорта видит выход в создании Российского международного реестра судов. Подобные реестры есть в большинстве морских держав, и на зарегистрированные в них корабли распространяются налоговые и таможенные льготы. Подготовленный Минтрансом проект поправок в “отдельные законодательные акты” освобождает компании, которые регистрируют торговые суда в России, от уплаты пошлин и НДС. Правда, при этом им нужно перечислять за членов экипажа подоходный (13% от зарплаты) и единый социальный налог (базовая ставка с 1 января 2005 г. – 26%). Судовладельцы освобождаются также от налога на прибыль (24%) и имущество (до 2,2%).

Минтранс еще осенью согласовал поправки со всеми ведомствами, кроме Минфина, который возражал против создания особого налогового режима для судовладельцев, опасаясь злоупотреблений. Однако сейчас все возражения финансового ведомства сняты, говорит пресс-секретарь Минтранса Андрей Сайко. И вчера правительство одобрило законопроект (его текст имеется в распоряжении “Ведомостей”) и поручило Минтрансу внести его в Госдуму.

По словам замначальника отдела Минтранса Родиона Грязева, министерство нашло способ оградить государство от “излишне шустрых судовладельцев”. Если построенное на российской верфи судно исключено из международного реестра раньше, чем через 10 лет, его владелец обязан выплатить государству сэкономленный НДС. По истечении 10-летнего срока переводить судно под другой флаг можно без налоговых последствий, добавляет Грязев.

Если закон будет принят, в течение семи лет под российский флаг должно перейти 855 судов, включая 440 построенных в России и 105 кораблей иностранных пароходств, прогнозируется в докладе Минтранса к заседанию правительства. По мнению министра Игоря Левитина, российский международный реестр будет конкурентоспособен по сравнению с зарубежными.

Участники рынка не столь оптимистичны. Для перерегистрации нужно знать все условия, которые предложит государство, говорит президент “Новошипа” Тагир Измайлов. “Вопрос международного реестра решается уже пять лет, в каком виде [вступит в силу] законопроект после третьего чтения в Думе, прогнозировать сложно”, – предупреждает он. “Мы должны точно просчитать экономический эффект, прежде чем принимать решения о перерегистрации”, – добавляет Игорь Борисенко, замгендиректора “Совкомфлота”, крупнейшей судоходной компании страны. Впрочем, Измайлову нравится идея ввести нулевую ставку НДС для построенных в России судов: “Сейчас это большая головная боль для пароходств”.