Небыстрый рост


По оценкам аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, в марте абонентские базы выросли на 5%, в феврале – на 4%. Уровень проникновения сотовой связи в столице перевалил за 110%. Погребинский говорит, что если использовать реальное число жителей московского региона – около 25 млн человек вместо официальной цифры 17 млн, – то проникновение составляет лишь 60–65%. Аналитик “Ренессанс Капитала” Александр Казбеги отмечает, что на московском рынке появились первые признаки насыщения – новых подключений было на 4% меньше, чем в феврале.

“ВымпелКом”, подключивший в Москве на 20 000 больше абонентов, чем МТС, вернул себе лидерство в регионе. Погребинский указывает, что разница с МТС, по данным на 31 марта, условная – всего 3450 человек. А директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов считает, что об этом даже “неприлично говорить”. “Учитывая споры о методиках подсчетов, это сигнал, что расстановку сил пора оценивать не только по количественным критериям”, – отметил Нефедов.

Аналитики также отметили слабый прирост абонентов в странах СНГ, за выход на рынки которых российские операторы заплатили большие деньги. За март абонентская база МТС на Украине выросла лишь на 2,3%, а в Узбекистане – на 4,5%. У “ВымпелКома” прирост абонентов в Казахстане составил 7,2%.

В МТС считают, что на каждом рынке для этого были свои причины. “Страны объединяют только невысокие темпы роста”, – говорит Нефедов. Он пояснил, что на Украину уже несколько месяцев из-за смены правил ввоза не поступают новые сотовые трубки, а в Узбекистане только началась интеграция местной компании в МТС и маркетинговые решения, опробованные в России, туда еще не дошли. Директор “ВымпелКома” по связям с общественностью Михаил Умаров поясняет, что в Казахстан “ВымпелКом” еще не пришел со своим брэндом.

Казбеги полагает, что, возможно, рынки стран СНГ вообще медленно растут, однако окончательный вывод делать не берется. Он также отметил, что слабый прирост абонентов у МТС на Украине связан в основном с обострившейся на этом рынке конкуренцией – приходом Turkcell и двух виртуальных операторов. Он напоминает, что в декабре МТС подключила 1 млн украинских абонентов – почти втрое больше, чем в ноябре.

Аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова считает, что хорошие темпы прироста абонентских баз могут начаться в некоторых странах уже в 2005 г., когда в государствах СНГ “столкнутся все наши федеральные операторы”. Сейчас там просто не с кем конкурировать, считает Панкратова.