ВЕКТОР


Недружелюбная Россия

Есть неудачный опыт приобретения розничного банковского бизнеса в России и у итальянцев. Банк UniCredito Italiano, имевший виды на Росбанк, в последний момент отказался от сделки. Итальянские деньги также направились в другой регион. UniCredito купил турецкий банк Yapi Kredi. Впрочем, дешевые итальянские кредиты могут достаться и россиянам – у Yapi Kredi есть “дочка” в Москве. А вот румын из Credisson на российском рынке нет.

Срыв сделки с “Русским стандартом” не поставил крест на планах французского банка BNP Paribas кредитовать население в развивающихся странах. Но нового партнера он нашел не в России. Вчера компания Cetelem, подразделение потребкредитования BNP, сообщила о покупке румынской Credisson International у ее основателя Флорина Андронеску и шведского инвестиционного фонда Oresa Ventures. В Румынии с населением 22 млн человек довольно низок размер долга домашних хозяйств, объясняет Cetelem интерес к местному рынку. Сколько туда стоит входной билет, французы не раскрывают. За половину “Русского стандарта” BNP Paribas был готов заплатить $300 млн, а владелец российского банка Рустам Тарико оценивает его в $1 млрд.

Одна цель

ММК упорно продолжает вкладываться в модернизацию производства, забыв про необходимость покупки сырьевых активов. За последние годы старейший из меткомбинатов почти полностью обновился. На это пошли сотни миллионов долларов, но останавливаться на достигнутом Магнитка не намерена. Вчера она обнародовала вехи своей инвестиционной программы до 2013 г. Планы впечатляющие: ММК полностью обновит аглококсодоменное производство, завершит сооружение современных комплексов по производству электростали и сортового проката и др. Это позволит обеспечить ежегодную выплавку 13,5 млн т стали. Момент для таких инвестиций благоприятный: заработки всех металлургов в 2003–2004 гг. росли невиданными темпами. В прошлом году чистая прибыль ММК по МСФО почти удвоилась до $1,22 млрд, а выручка выросла в 1,6 раза до $4,8 млрд. Но даже более обеспеченные собственным сырьем НЛМК и “Северсталь” вместе с инвестициями в модернизацию продолжают покупать сырьевые активы. Желание Магнитки самосовершенствоваться может сыграть с ней злую шутку, предупреждают аналитики. Ведь из-за недостатка собственного сырья страдает рентабельность. Михаил Галкин из банка “Траст” говорит, что при сопоставимом росте выручки ММК и “Северстали” в 2004 г. рентабельность по EBITDA последней выросла с 33,8% до 45,2%, а у ММК – с 32,6% лишь до 35%.

Время менять стиль

Аналитики сотового рынка много лет пытались угадать, когда наступит его насыщение, а некогда бурный рост подключений станет вялым. Года три назад, когда сотовой связью пользовалось от силы 15% россиян, большинство экспертов сходилось на том, что 50–60% – это безусловная граница, по достижении которой ощутимый рост рынка попросту невозможен. Реальность подкорректировала эти прогнозы. Первые признаки насыщения сотового рынка аналитики “Ренессанс Капитала” обнаружили только сейчас, в московском регионе, где уровень проникновения сотовой связи в марте зашкалил за 109%. В первый месяц весны к сотовым сетям традиционно подключается больше абонентов, чем в последний зимний. Но в этом году тенденция оказалась иной – в марте к столичным сотовым сетям подключилось на 4% меньше абонентов, чем в феврале. Впрочем, операторы активно готовятся к возможному спаду и предпринимают маркетинговые шаги, главная цель которых – если не переманить чужих абонентов, то хотя бы повысить лояльность уже имеющихся. Один из инструментов, позволяющих управлять лояльностью абонентов, – брэнд. Недаром в начале недели “ВымпелКом” презентовал новый фирменный стиль – в компании его считают более современным и эмоциональным, чем прежний. В МТС заверяют, что тоже заботятся о периодическом обновлении брэнда. Задуматься о корректировках фирменного стиля придется, видимо, и более молодым игрокам московского рынка – “МегаФону” и “Скай Линку”. Иначе их могут признать безнадежно устаревшими.