ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: Китайское меню


За годы, прошедшие после Второй мировой, США и другие развитые страны выделили огромные суммы на развитие бедных стран. Результат оказался не самым лучшим. Это удивительно, поскольку за это время мы многое узнали о процессе экономических и политических перемен: о том, что основным источником экономического роста является увеличение производительности, и о факторах, которые помогают такому увеличению. За прошедшие десятилетия экономисты убедились в значении общественных институтов для создания стимулов экономического роста, причем ключевым было признано хорошо определенное и защищенное право собственности.

Несмотря на наше растущее понимание, результаты остаются маловпечатляющими. Во многом из-за того, что мы уделяем мало внимания значению открытых политических систем и открытых конкурентных рынков. Да, мир стал богаче, количество людей, живущих менее чем на доллар в день, уменьшилось, и мы увидели несколько успешных примеров развития, в первую очередь в Китае. Но Африка южнее Сахары остается регионом с очень низким и падающим подушевым доходом, Латинская Америка продолжает развиваться по принципу шаг вперед – шаг назад, а что касается помощи Всемирного банка, то, если говорить вежливо, хвастаться нечем.

Ни одна из стандартных моделей экономического развития не может объяснить происходящее в Китае. После катастрофы коллективизации, во время которой около 30 млн людей умерли от голода, Китай постепенно нащупал свой путь из бездны, в которую он сам себя загнал, создав институт под названием “система семейной ответственности”, которая дала крестьянам стимулы для повышения производительности и в дальнейшем успешно трансформировалась. Но при этом в Китае нет четких прав собственности, местные предприятия едва ли напоминают привычные западные фирмы, и здесь до сих сохраняется коммунистическая диктатура.

Является ли Китай моделью для развивающегося мира? Во-первых, это не очень хорошая модель. Во-вторых, пока еще не ясно, к чему ведет этот китайский путь. Тем не менее китайский опыт должен заставить экономистов задуматься о фундаментальных принципах развития. Причем два момента особенно выделяются: 1) общественные институты Китая совершенно иные, чем в развитых странах, а стимулы они дают такие же; 2) сталкиваясь с новыми проблемами, Китай способен выработать прагматичные новые решения.

Два вывода сразу ясны. Во-первых, есть много путей развития. Главное – создать такие институты, которые органично вытекают из вашего исторического опыта и позволяют организовать верные стимулы. Рабская имитация западных институтов бесполезна. Во-вторых, мир постоянно меняется, причем фундаментально. Базовые основы экономической теории остаются верными, но проблемы, с которыми сталкиваются страны сегодня, выглядят по-новому в обстановке новых убеждений, институтов, технологий и радикально снизившихся затрат на распространение информации. Секрет успеха заключается в создании институтов, которые способны быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Но как же их создать?

Институты – это способ организации взаимодействия людей (политического, социального и экономического) и одновременно это стимулы для развития общества. Они состоят из формальных норм (конституций, законов, правил), неформальных ограничений (норм, обычаев, кодексов поведения) и механизмов принуждения. Все вместе они определяют правила игры, причем в обществе они действуют так же, как и в спорте. Например, в футболе. Здесь есть формальные правила, описывающие, как играть в эту игру, неформальные правила – например, стараться не наносить увечий противнику, и механизм принуждения в виде судей, которые наблюдают за соблюдением правил. Но принуждение всегда несовершенно, поэтому команды часто нарушают правила. А значит, стиль игры является суммой всех задействованных институтов – записанных правил, неформальных норм, решений судьи.

То же самое и в обществах. Те, кто демонстрирует плохие результаты, не имеют ни правил, которые создают нужные стимулы, ни эффективных неформальных норм, которые идут на пользу производительности, ни сильных механизмов правоприменения. Их создание – трудная задача, поскольку эффективная экономика неизбежно влечет за собой появление открытого общества. Причем, как представлялось еще Адаму Смиту, такое общество является главным требованием динамичного рынка.

Открытые общества, похожие на США, демонстрируют способность сохраняться в изменяющемся мире. Мы не знаем, что произойдет в будущем. Но открытые общества имеют такую институциональную структуру, которая увеличивает вариативность реакций на эти изменения и уменьшает возможность ошибок, а значит, позволяет с наибольшей вероятностью достигнуть успеха.

А что же Китай? Эта страна немного приоткрыла конкурентный доступ к своим рынкам, но этот процесс еще далек от завершения. В обществе царит политическая диктатура, и поэтому личные связи, а не безличные правила царят в экономике. Что ждет Китай в будущем? Он может продолжить развивать открытую экономику, основанную на безличных правилах, и это постепенно приведет к уничтожению барьеров на пути открытия политической системы. А возможно, политическая диктатура осознает, что возникающее открытое общество несет в себе угрозу ее интересам, и предпочтет свернуть с пути последних десятилетий. (WSJ, 7.04.2005)