НА КОНТИНЕНТАХ: Корабль вернулся


Здание Isokon было построено в 1934 г. на севере Лондона по проекту канадского архитектора Уэллза Коутса. Этот жилой бетонный дом, который лондонцы окрестили Lawn Road Flats, стал одним из первых образцов модернизма в Британии. Заказчик проекта Джек Притчард, предприниматель, инженер и владелец мебельной фабрики, отправился в Европу на поиски новых нетрадиционные способов использования такого материала, как фанера. Во время поездки он повстречал знаменитых архитекторов Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса и, вернувшись домой, основал компанию Isokon (сокращение от isometric unit construction – “конструкция изометрических форм”). Компания занималась производством мебели и созданием архитектурных проектов – исключительно в стиле модернизма.

Один из первых архитектурных проектов Джек и Молли Притчард заказали Коутсу – экстравагантному архитектору почти без опыта работы, но с образованием в модернистских традициях. Коутса попросили спроектировать дом для молодой семьи, который Притчарды собирались строить на Lawn Road. Но затем супруги быстро пересмотрели концепцию. В Лондоне все же лучше строить многоквартирные дома, решили они. Молли Притчард, врач и сторонница самых прогрессивных теорий питания и образования, быстро разработала концепцию нового проекта. Она хотела, чтобы это был эксперимент в области современного градостроительства, дом для “молодых специалистов, не успевших обрасти имуществом”. Планировка небольших квартир должна быть предельно рациональной. В доме должна действовать “центральная” кухня, на которой его обитатели могли бы заказывать еду. Кроме того, должна была действовать и служба по ежедневной уборке квартир.

В облике здания Isokon чувствуется “корабельная” тема (в дальнейшем Коутс отошел от архитектуры и стал проектировать парусники). Коутс представил проект четырехэтажного здания на 30 квартир, с пентхаусом для супругов Притчард, гаражом, просторной кухней и, как сказали бы сейчас, сервисной зоной. Планировку квартир площадью всего от 27 до 46 кв. м он проработал до мельчайших деталей. В них были предусмотрены крохотные кухоньки, просторные встроенные помещения под шкафы и кладовки, чтобы жильцы могли обойтись минимальным количеством мебели.

Здание быстро стало архитектурной достопримечательностью Лондона, хотя квартиры в нем сдавались медленно, а управлять всей структурой оказалось куда труднее, чем рассчитывали авторы идеи. Впрочем, благодаря тому, что в доме оставались незанятые квартиры, Притчард смог предоставить там кров архитекторам Вальтеру Гропиусу, Марселю Броеру и другим беженцам из нацистской Германии. Жила в этом доме и Агата Кристи, которая называла его “гигантским лайнером”.

К концу 1960-х гг. Притчарды устали от бессменного руководства некогда авангардным проектом и продали Lawn Road Flats журналу New Statesman в надежде, что новый владелец с уважением отнесется к богатой истории дома. Однако их надежды не оправдались: новые хозяева оказались практичными и быстро перестроили знаменитый Isobar в три квартиры, а потом и вовсе сбыли здание-корабль властям местного муниципалитета. В муниципалитете района Камден искушенных в сложном деле охраны архитектурных памятников не оказалось, здание пытались перестраивать, но так неграмотно, что оно стало разрушаться.

В 1999 г. местный совет, у которого не было денег на поддержание здания, провел тендер на покупку того, что оставалось от дома Isokon. Победила компания Notting Hill Housing Group, которая и купила его у совета за 1,5 млн фунтов. Руководство группой решило восстановить здание в изначальном виде и вернуть ему первоначальное назначение. Для этого обратились в фирму Avanti Architects, которая специализируется на реставрации объектов модернизма. Было решено, что в этом доме станут селиться в первую очередь госслужащие с небольшой зарплатой, работающие в этом же районе. После реставрации, которая обошлась владельцам в 2,3 млн фунтов, здание Isokon вновь представляет собой многоквартирный дом, но уже не на 30, а на 36 квартир, 25 из которых предназначены для учителей. Как говорит сегодня директор Avanti Architects Джон Аллан, “работа над проектом складывалась из сотен отдельных решений, но в конце концов получилось здание, одновременно аутентичное, а кое в чем и более современное”.

Обновлялось все – от системы отопления до поручней лестницы, которая ведет на крышу дома. Толщина перегородок между кухнями и ванными комнатами выверялась с точностью до миллиметра, чтобы в эти по-прежнему малогабаритные квартиры встала необходимая бытовая техника, а размеры вентиляционных шахт соответствовали бы современным стандартам.

С другой стороны, такие детали, как столешницы в кухнях, плитка, половое покрытие, светильники и кованые решетки, восстанавливались в виде, максимально приближенном к оригиналу. Поскольку фотографии первоначальных интерьеров существуют только в черно-белом варианте, а “родных” оконных рам не осталось, реставраторам приходилось снимать со стен и с дверных косяков бесчисленные слои краски, чтобы понять, какого цвета был самый первый.

Бывший гараж переделан под помещение, в котором будет размещаться галерея британского модернистского искусства.

Но вершиной реставрационного мастерства стал пентхаус на крыше здания, который некогда принадлежал супругам Притчард. Входная дверь в него сделана из меди, почти как на морских судах. В свое время Коутс экспериментировал там с использованием фанеры, и теперь его эксперименты скрупулезно восстановлены, в том числе и встроенные шкафы с многочисленными ящичками и иной выдвигающейся и задвигающейся мебелью.

Квартиры в доме двух видов: студии площадью от 21,5 кв. м, которые стоят около 140 000 фунтов, и двухкомнатные – побольше, по 185 000 фунтов. Учителя, подпадающие под программу покупки жилья на льготных условиях, имеют возможность выкупить от 20% до 80% квартиры, а за оставшуюся площадь выплачивать аренду.

Те же из покупателей, кто к указанной категории не принадлежит, будут вынуждены вступить в жесткую конкурентную борьбу за оставшиеся 11 квартир, в том числе и те, в которых когда-то жили Агата Кристи, Вальтер Гропиус и прочие знаменитости. Эти квартиры выставляются на открытую продажу по стартовой цене 185 000 фунтов за студию и 275 000 фунтов за двухкомнатную квартиру. А пентхаус, в котором всего две комнаты, но по площади он занимает почти всю крышу, скорее всего будет стоить порядка 450 000–475 000 фунтов. (FT, Екатерина Кудашкина)