Профицит важнее инвестиций


В начале марта министр финансов Алексей Кудрин предупредил, что из-за огромных дополнительных обязательств в 2006 г. федеральный бюджет впервые с начала столетия может быть сверстан с дефицитом в 500 млрд руб.

Как стало известно “Ведомостям”, финансистам все же удалось свести концы с концами. В субботу Минфин представил в правительство финансовый план на 2006–2008 гг. Все три года бюджет будет сводиться с профицитом, размер которого, правда, снизится с 1,7% ВВП в 2006 г. до 1,1% ВВП в 2008 г. В следующем году доходы бюджета достигнут, по плану Минфина, 4,09 трлн руб. (17,8% ВВП), а расходы – 3,685 трлн руб. (16,1% ВВП).

Свой план Минфин будет отстаивать сегодня на заседании бюджетной комиссии во главе с премьер-министром Михаилом Фрадковым. Дискуссия будет скорее всего очень острой – “трехлетний бюджет” Минфина резко расходится с основными предпосылками социально-экономического прогноза, одобренного в четверг правительством. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2006–2008 гг. российская экономика будет ежегодно расти на 5,9–6,2% в год, но для поддержания этого темпа государственные инвестиции должны вырасти с 399 млрд руб. в этом году до 638–906 млрд руб. в 2006–2008 гг.

В трехлетнем финплане обязательства бюджета впервые разделены на действующие и вновь принимаемые. К действующим Минфин отнес расходы, ранее принятые государством, включая затраты на удвоение зарплат бюджетников к 2008 г. На новые обязательства в бюджете-2006 остается всего 67,3 млрд руб., тогда как заявок на финансирование в 2006 г. набралось на 377,4 млрд руб. Например, на удвоение пенсий к 2008 г. в следующем году требуется потратить 66,5 млрд руб., а на увеличение денежного довольствия военным – 32,2 млрд руб.

В итоге никакого “удвоения госинвестиций” не получается. В 2006 г. Минфин готов выделить на них всего 330,8 млрд руб. – меньше, чем в этом.

“Странно, но в действующих обязательствах Минфин не учел поручения президента инвестиционного характера на 66 млрд руб., например финансирование целевой программы по обустройству границы”, – удивляется чиновник Белого дома. А чиновник Минэкономразвития считает, что “Кудрин, по сути, обманул [министра экономразвития Германа] Грефа”. В финплане нет средств на создание инвестиционного фонда для инфраструктурных проектов (60 млрд руб.), одобренные президентом инвестиции в создание особых экономических зон ($500 млн), целевую программу “административная реформа” (15 млрд руб.), возмущается подчиненный Грефа. Не нашлось места и инновационному фонду, за создание которого выступало Министерство образования.

Инвестиционные запросы Минэкономразвития урезаны потому, что инвестпроекты требуют постоянных затрат, а нефтяная конъюнктура переменчива, объясняет экономность своего ведомства директор департамента Минфина Михаил Моторин.

“На инвестициях и структурных реформах надо ставить крест”, – разводит руками член бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов. По его словам, публично заявив об удвоении зарплат и пенсий, власть сделала выбор в пользу социальных расходов. А кремлевский чиновник обращает внимание на то, что прогноз роста ВВП опирался на “качественно другую инвестиционную платформу”. С его точки зрения, при нынешних бюджетных проектировках требуется корректировать прогноз и снижать рост ВВП на 0,4–0,5%. Чиновник Минэкономразвития полагает, что на заседании бюджетной комиссии Греф будет ставить вопрос именно так.

В предстоящей баталии Греф может оказаться в одиночестве. Вице-премьер Александр Жуков “весьма сдержанно относится к инфраструктурным проектам и их влиянию на ВВП”, говорит чиновник Белого дома.