ЗиЛ ищет партнера


До 1992 г. ЗиЛ был одним из крупнейших автопредприятий страны, выпуская свыше 150 000 грузовиков в год. Но в 1990-х гг. завод оказался на грани банкротства. Лишь поддержка столичных властей уберегла ЗиЛ от краха. В 2003 г. столичные власти передали управление заводом Московской автомобильной компании (МАК) предпринимателя Григория Лучанского. За два года МАК добилась 20%-ного роста продаж. А теперь она хочет привлечь в партнеры ЗиЛа крупнейшего автопроизводителя в Китае – First Automotive Works.

Как рассказал “Ведомостям” гендиректор МАК Константин Лаптев, компании ведут переговоры о сборке в Москве четырех моделей малотоннажных (грузоподъемностью до 2 т) и крупнотоннажных (более 8 т) грузовиков, а также двух моделей автобусов. Уже в нынешнем году ЗиЛ может начать их сборку. Лаптев говорит, что предприятию не по карману финансировать дорогостоящие разработки новых автомобилей. Поэтому ЗиЛу необходим партнер, который может предоставить ему свои модели для сборки.

По данным ЗиЛа, около 80% парка частных городских перевозчиков состоит из “ГАЗелей”. Но, по оценкам завода, сегмент микроавтобусов будет постепенно сокращаться в пользу малых городских автобусов на 16–30 посадочных мест. Именно на этот сегмент и рассчитывает ЗиЛ, говорит Лаптев. Правда, в этом сегменте лидирует Павловский автозавод (входит в структуру “Руспромавто” – “Русские автобусы”). Его флагманская модель – 7-метровые ПАЗ-3205, которых в прошлом году было продано 12 000. Но автобусы ПАЗа, отмечает Лаптев, используются в основном пригородными перевозчиками. А ЗиЛ будет ориентироваться на Москву и Санкт-Петербург. Потребности двух столиц в малых автобусах ЗиЛ оценивает в 5000–7000 машин в год. Автобусы FAW могут стоить $35 000–40 000, говорит Лаптев.

Комментарии FAW получить не удалось. А источник, знакомый с планами компании, говорит, что пока переговоры с ЗиЛ находятся в самой начальной стадии.

“Русские автобусы” не боятся конкуренции со стороны ЗиЛа. Ежегодная потребность рынка в малых автобусах превышает 15 000 машин, говорит представитель “Русских автобусов” Александр Брискин. “На ближайшие два года места хватит всем”, – замечает он.

Эксперты одобряют выбор ЗиЛом партнера. “FAW – очень солидная компания”, – говорит гендиректор ассоциации “Объединение автопроизводителей России” Евгений Левичев. “Для ЗиЛа это шанс”, – соглашается Александр Агибалов из Ag Capital Management. Китайские производители только выходят на российский рынок, но обещают быть очень серьезными и агрессивными игроками, отмечает Левичев. Через пять лет они могут заметно потеснить европейцев, добавляет Агибалов.

Но вот конкурировать с малотоннажными “ГАЗелями” и крупнотоннажными “КамАЗами” ЗиЛу будет очень сложно, напоминает Левичев. “ГАЗель” – очень известная, хорошо зарекомендовавшая себя машина, отмечает Левичев. Но сам сегмент малотоннажных коммерческих грузовиков широкий и быстро растущий, что дает неплохие шансы ЗиЛу. А вот в сегменте крупнотоннажных грузовиков московскому предприятию придется сложнее, полагает он. Сегмент стабилизировался, и подвинуть КамАЗ можно будет только с очень хорошим качеством и низкой ценой.

Но позиции “Руспромавто”, по мнению Агибалова, достаточно сильны. “Это известный брэнд, конкурировать с которым можно, только предложив лучшее соотношение цена-качество”, – отмечает он. С ним согласен и помощник президента компании “Автолайн” (крупнейший частный перевозчик Москвы) Александр Неликян. “Старые “ПАЗы” нас не устраивают, но они очень востребованы в Москве”, – говорит Неликян. А к китайской продукции отечественные перевозчики пока только присматриваются, добавляет он.