“ИСТ” ушел с “Северной верфи”


Вчера ОПК объявила о том, что выкупила 18,7% акций “Северной верфи” у группы “ИСТ”. По словам члена совета директоров ОПК Владимира Желонкина, договоренность о продаже пакета входит в соглашение, которое “ИСТ” и ОПК заключили в минувшие выходные. В ночь с пятницы на субботу компании договорились разделить между собой рынки. По соглашению “Северная верфь” теперь будет заниматься военным судостроением, как для российского флота, так и на экспорт. А Балтийский завод сосредоточится на судостроении гражданском. “Мы давно хотели консолидировать этот пакет, но только сейчас ОПК пришла к соглашению с “ИСТом”, – говорит Желонкин. Назвать цену пакета он отказался.

Директор департамента внешних связей “ИСТа” Антон Лаптев подтвердил факт продажи доли компании в “Северной верфи”. По его словам, переговоры об этом велись с Межпромбанком с осени прошлого года – с тех пор как ОПК выкупила долю в предприятии у “Новых программ и концепций” предпринимателя Бориса Кузыка. Лаптев говорит, что предложение ОПК о продаже акций руководство группы сочло “выгодной сделкой”. Назвать цену продажи он также отказался.

Пакет “Северной верфи” оказался в руках у “ИСТа” буквально накануне дележки заказа на два эсминца для Китая – в конце 2001 г. Этот пакет был некогда консолидирован Инкомбанком, но накануне его банкротства был продан. “Этот пакет был нужен “ИСТу” только для ведения корпоративной войны с Борисом Кузыком, – полагает эксперт Центра по изучению проблем вооружения Марат Кенжетаев. – Когда война закончилась, он оказался не нужен”. Благодаря этому пакету, напоминает аналитик, “ИСТ” смог серьезно осложнить жизнь владельцам “Северной верфи”. “ИСТ” подал больше десятка исков к “Северной верфи”, требуя признать незаконным состав совета директоров предприятия. В 2002–2003 гг. “Северная верфь” вынуждена была даже провести несколько внеочередных собраний акционеров, чтобы вновь избранный совет директоров мог принять решения.

Начальник отдела перспективных исследований ЦНИИ технологии судостроения Илья Вайсман оценивает 18% акций “Северной верфи” примерно в $10 млн. “Продажа этого пакета означает окончательное завершение войны, – говорит Вайсман. – Эта сделка подтверждает мирные намерения конкурентов”. Он говорит, что консолидация крупных судостроительных активов и раздел рынков будет плюсом для отрасли. Скандал вокруг китайского заказа привел к ухудшению имиджа российского судостроения и снизил его шансы на получение новых экспортных заказов, напоминает Вайсман.