Налоговики тоже платят


На днях в правовых базах появилось определение кассационной коллегии Верховного суда от 1 марта по поводу спора “Илим Палпа” и Котласского ЦБК с Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Компании оспаривали один из нормативных документов службы и выиграли в двух инстанциях. ФСФР подала жалобу в Верховный суд, но он не стал ее рассматривать: ведомство не оплатило госпошлину. Кассационная коллегия Верховного суда подтвердила, что судья действовал правильно. Госорганы освобождаются от госпошлины только в тех случаях, когда они подают в суд заявления “в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц” и выступают в качестве истцов, говорится в определении коллегии. Ведомство, которое выступает в качестве ответчика, обязано оплачивать госпошлины за апелляционную и кассационную жалобы на общих основаниях. По Налоговому кодексу размер пошлины зависит от суммы иска, но не может превышать 100 000 руб.

До сих пор суды и сами госорганы далеко не всегда следовали этому правилу. “Теперь жалобы госорганов суды могут оставлять без движения, если те не оплатят госпошлину”, – констатирует партнер юридической компании “Налоговая помощь” Сергей Шаповалов. В первую очередь это затронет налоговые органы. По данным Высшего арбитражного суда, на налоговые споры в 2004 г. приходилось 42,6% всех споров с чиновниками. Большую часть (85%) инициировали сами налоговики. Но они же и чаще проигрывали: в 2004 г. суды признали недействительными 42 273 акта налоговых органов, или 73% исков, поданных налогоплательщиками. Во всех этих случаях дело шло в вышестоящие инстанции, убежден налоговый адвокат, просивший не указывать его имя в печати: инспекции часто отправляют туда жалобы “автоматически”, даже если иск заведомо проигрышный. Дело может затянуться, компании надоест судиться и она заплатит недоимку добровольно, объясняет он логику налоговиков. “Необходимость платить госпошлину заставит налоговые органы отвечать за свои действия”, – уверен адвокат.

Уплата госпошлины “не должна влиять на количество обращений в арбитражный суд”, возражает руководитель юридического департамента Федеральной налоговой службы (ФНС) Антон Устинов. Если налоговые органы будут платить госпошлину, бюджет должен обеспечить их денежными средствами, достаточными для защиты государственных интересов, объясняет он. Сотрудник ФНС оценивает возможные расходы на госпошлину “не меньше, чем [один] миллиард [рублей] в год”, ведь компании выигрывают у налоговиков миллиардные иски. К примеру, “Газпром” в октябре 2002 г. отсудил у налоговой инспекции почти $1 млрд, который та доначислила по итогам очередной проверки.

Но если суд все-таки примет жалобу госоргана, за которую не уплачена госпошлина, налогоплательщик потом не сможет обжаловать такое решение суда, предупреждает Шаповалов. Поэтому очень важно донести до судов позицию Верховного суда, заключает он.