“Пора говорить правду”


Отсутствие в Лондоне высокопоставленных чиновников с избытком компенсировалось рекордным наплывом бизнесменов. Многие из них охотно ругали власть. “Самые критические выступления звучат из-за границы”, – заметил президент Альфа-банка Петр Авен. Вступительный доклад, который обычно делал российский вице-премьер, на этот раз поручили советнику президента Андрею Илларионову. Перечислив достижения российской экономики (рост ВВП, инвестиций, потребления), советник обнаружил, что “голландская болезнь” перешла у России в “венесуэльскую”. Так он охарактеризовал “искушение органов власти” воспользоваться притоком нефтедолларов и перераспределить собственность и активы, которые их производят. Венесуэла, напомнил Илларионов, была страной с одним из самых высоких показателей ВВП на душу населения, пока в 1957 г. не национализировала нефтяные компании.

На восьмой экономический форум приехало больше 2000 человек. На первое пленарное заседание было не пробиться – зал был переполнен. “У нас была Северная столица, а теперь есть еще и западная – здесь, в Лондоне”, – шутит один из российских бизнесменов, постоянно проживающих за рубежом. Мэр Лондона Кен Ливингстон подтвердил этот вывод: по его данным, 8% денег, которые туристы оставляют в Лондоне, приходится на расходы россиян – так много в британской столице позволяют себе тратить только американцы.

Высшие российские чиновники на форум не приехали. Один из них еще в Москве объяснял “Ведомостям”, что форум “подвела” выставка в Ганновере, куда выехала делегация во главе с Владимиром Путиным. Советник президента Украины Борис Немцов думает, что чиновники просто не захотели выступать на одной трибуне с бывшим премьер-министром Михаилом Касьяновым.

Авен попытался внести светлые краски в мрачную картину, нарисованную Илларионовым. Особых поводов для критики нет, по многим показателям качества жизни Россия заметно обходит другие развивающиеся страны. В качестве примера Авен вспомнил число россиян, съездивших отдохнуть за рубеж, и количество автомобилей на душу населения. “Я не только “Мерседесы” считал”, – предупредил он публику. В зале раздались смешки. “И наметился большой приток иностранных инвестиций с Кипра, которые, правда, не очень-то иностранные”, – продолжал веселить гостей президент Альфа-банка. Правда, и он под конец признал, что реформы нигде, кроме электроэнергетики, не движутся. Председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс подтвердил, что в энергетике все идет хорошо: его презентация заканчивалась слайдом, на котором дождливое болото (энергетика до реформы) превращалось в цветущую лужайку (после нее).

Кульминацией стал доклад Касьянова, президента консалтинговой компании “МК-Аналитика”. Немцов назвал его одним из знаковых событий форума. Выход Касьянова на трибуну зал встретил почти что овацией. “Настала пора говорить правду”, – начал экс-премьер. Правда оказалась такой: “Превратилась в бездарную комедию переодеваний административная реформа”. На деле чиновников стало больше, пенсионная реформа пошла вспять, а правильная по замыслу монетизация льгот провалилась. “Неуклюжая попытка провести социальные преобразования” вывела народ на улицы и надолго закрыла дорогу новым реформам, отрезал Касьянов. Появляются все новые секторы, где ограничивается иностранное участие, – это не только нефть и газ, но и машиностроение и госбанки, нагнетал экс-премьер. Инфляция вышла из-под контроля: “Мало кто верит, что мы уложимся в 10%”. А если цены на нефть упадут хотя бы до уровня 2002 г., “стабилизационный фонд будет съеден за год”, а России довольно быстро придется расстаться с инвестиционным рейтингом, пугал бывший премьер-министр. Рецепт успеха экономики от Касьянова – экономия бюджетных расходов, налоговая презумпция невиновности и жесткие рамки для инфляции, “а вовсе не снижение НДС”. На снижении НДС с 18% до 13% до последнего настаивал нынешний премьер Михаил Фрадков.

Даже самый оптимистичный сценарий Касьянова выглядит пессимистично, заметил Илларионов позднее. Экс-премьер выступал как лидер не политической, а экономической оппозиции, а большинство ожидало от него услышать о политических планах, считает Немцов. “Думаю, он сказал то, чего от него ждали, и правильно выбрал аудиторию”, – уверен руководитель одной из крупнейших российских компаний, участвовавший в форуме. “Правительству следовало подумать, что противопоставить программному заявлению Касьянова, – отмечает владелец одной из российских инвесткомпаний. – Но ничего не было сделано. Илларионов критиковал власть едва ли не больше, чем бывший премьер”. По мнению другого бизнесмена, для Кремля Касьянов – политический противник № 1. Он считает, что бывший премьер вполне может привлечь на свою сторону заметную часть политической элиты и воспринимается бизнесом как “разумный и очень взвешенный политик”. Касьянов от комментариев отказался.

Самым большим оптимистом из выступавших оказался Виктор Вексельберг, совладелец ТНК-BP, как раз вчера получившей налоговые претензии на 22 млрд руб. (см. статью на этой же странице). Его тревожит, что чиновники хотят ограничить участие иностранных инвесторов в разработке недр, и смущают “уроки дела “ЮКОСа”. “Но я остаюсь умеренным оптимистом с точки зрения [перспектив] российской нефтяной промышленности”, – подытожил он.

Вообще, “дело “ЮКОСа” и планы ограничить иностранные инвестиции в ТЭК были, пожалуй, самыми популярными сюжетами на форуме. Не забыл о них и содиректор аналитического отдела ОФГ Стивен О’Салливан, автор одного из самых ярких докладов в секции “Инвестиции в нефтегазовый сектор”. О том же говорили и в кулуарах одного из самых популярных “круглых столов” на форуме – “Инвестиционные и торговые возможности Украины”. Хотя украинские власти все время обсуждают передел собственности, у властей там “правильный, проевропейски” вектор, объясняет Борис Немцов и оптимистично добавляет: “Отбирать [активы], наверное, будут, а вот сажать – нет”.