Сюрприз!


В 2004 г. на российские компании обрушился вал налоговых проверок. Повторные проверки “ЮКОСа” и его “дочек” привели к разорению компании и продаже с молотка его главного нефтедобывающего актива – “Юганскнефтегаза”. Налоговые счета на десятки миллионов долларов были выставлены “ВымпелКому”, ТНК, Japan-American Tobacco и другим компаниям. После этого крупный бизнес обратился к чиновникам с требованием урезонить налоговиков, которые разрушают деловой климат в стране. И в феврале Владимир Путин лично пообещал оградить бизнес от административного давления и ограничить произвол налоговых инспекций.

Вчера Минфин внес в правительство поправки в Налоговый кодекс, в которых должны отразиться обещания президента. Чиновники учли практически все пожелания предпринимателей. К примеру, в законопроекте точно определен список документов, которые налогоплательщик обязан предоставлять налоговому инспектору, – сегодня налоговая может запрашивать любые документы, какие ей заблагорассудится. Минфин предложил ограничить срок выездных проверок, которые способны парализовать деятельность компании, двумя календарными месяцами, причем проверка может идти дольше лишь в том случае, если необходима экспертиза или налогоплательщик не предоставил вовремя нужные документы. Претензии к налогоплательщику должны разбираться в его присутствии, а инспекторам придется выслушать все контраргументы компании. А если размер налоговых претензий может привести к банкротству компании, правительство сможет дать ей трехлетнюю отсрочку платежа. Как и было обещано бизнесу, уже с 2006 г. налог на добавленную стоимость (НДС), уплаченный инвесторами, которые строят цеха или монтируют новое оборудование, будет возмещаться сразу, а не после окончания строительства и постановки объекта на учет.

Но одними либеральными поправками дело не ограничилось. И теперь бизнесмены не знают, радоваться им или огорчаться.

“Мы предполагали, что порядок налогового контроля будет настолько четким, что не останется никакой возможности для злоупотреблений, – говорит замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. – Поправки Минфина это не обеспечивают”. К примеру, в них говорится, что, обнаружив какое-то нарушение при проверке отчетности, инспектор “вправе” сообщить об этом налогоплательщику. При этом нарушение может стать основанием для выездной налоговой проверки. “Почему государство должно умалчивать о нарушениях?” – негодует Александр Шохин, председатель Координационного совета предпринимательских союзов. Вопреки пожеланиям бизнеса, в документе предусмотрено и внесудебное взыскание штрафов, зато срок уплаты штрафа не оговаривается. “А значит, инспекция может потребовать это сделать за один день”, – опасается Беляков.

Бизнесмены предлагали оставить инспекторам только два законных повода для повторных выездных проверок – решение суда и желание самого налогоплательщика. Но чиновники сохранили широкий круг оснований, среди которых – проверки в порядке надзора за нижестоящими налоговыми органами. “Именно в ходе таких проверок доначисляются огромные суммы”, – напоминает Беляков. Чиновники придумали и новое основание для повторной проверки: им может стать подача уточненной налоговой декларации, из которой следует, что бюджет должен вернуть переплаченный налог.

Замруководителя налогового департамента Минфина Александр Иванеев уверяет, что авторы документа стремились максимально отразить пожелания бизнеса. Как попали в него новации, возмутившие предпринимателей, он объяснить не смог.

Бизнесмены, впрочем, рассчитывают вычистить “вредные” поправки еще до их одобрения правительством. По словам Шохина, в среду предприниматели собираются обсудить их с министром финансов Алексеем Кудриным.