“Аэрофлот” не выдержал


В 1994 г. правительство разрешило “Аэрофлоту” ввезти беспошлинно 27 самолетов в обмен на обязательство приобрести шесть отечественных Ил-96. За 10 лет в рамках импортной квоты “Аэрофлот” несколько раз заменял лайнеры. Но теперь квота выбрана, а самолетов не хватает, говорит заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков. Из всего парка “Аэрофлота” реально работают только 75 самолетов, а их загрузка близка к предельной – 70%. При этом на этот год год “Аэрофлот” запланировал 20% роста перевозок, а в ближайшие пять лет они должны вырасти до 13 млн пассажиров, напоминает Кошляков. “Аэрофлот” настаивает на снижении или ликвидации ввозных пошлин на самолеты, аналогов которых нет в России, отмечает Кошляков. Но чиновники соглашаться с авиаторами пока не спешат. Поэтому компания в качестве чрезвычайной меры готова ввезти дополнительные суда с уплатой пошлин, говорит он.

Вчера финансовый директор “Аэрофлота” Михаил Полубояринов заявил, что к сентябрю компания планирует разместить CLN на $50 млн. Эти средства, по его словам, будут направлены на уплату пошлин за ввозимые в страну самолеты. По словам Кошлякова, иномарки компания намерена взять в финансовый лизинг. Количество приобретаемых судов компания определит в течение месяца. Пока, по словам Кошлякова, “Аэрофлот” рассматривает возможность пополнить свой парк 5–7 ближнемагистральными Аir-bus-320 и двумя дальнемагистральными Boeing-767. Лайнеры, по словам Кошлякова, будут приобретаться на вторичном рынке.

Полубояринов отмечает, что сейчас кредитный портфель “Аэрофлота” составляет $150 млн. Из этих средств $100 млн были выделены на “Шереметьево-3”, где “Аэрофлот” пока остается единственным акционером и инвестором. Остальные $50 млн направлены на рефинансирование прошлых кредитов.

Девять самолетов могут стоить “Аэрофлоту” около $250 млн, полагает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По схеме финансового лизинга компания имеет право на рассрочку таможенных платежей – на 34 месяца с помесячной оплатой равными долями. По такой же схеме сейчас расплачивается “Сибирь”, напоминает Рыбак. В начале 2004 г. авиакомпания взяла на два года в операционный лизинг два подержанных А-310.

Привлеченные средства пойдут на оплату пошлин (20% от стоимости самолетов) и первого лизингового платежа (около 5%), говорит Полубояринов. Остатки лизинговых платежей “Аэрофлот” будет платить из оборотных средств. “Деньги пойдут из выручки от использования самолетов”, – говорит он.

“Аэрофлот” как госкомпания может рассчитывать на достаточно низкую ставку по CLN – в пределах 8%, говорит аналитик банка “Траст” Михаил Галкин. Январский синдицированный кредит “Аэрофлот” привлек под LIBOR + 2% (около 5% годовых) – на уровне большинства российских “голубых фишек”, напоминает Галкин. Но синдицированные кредиты, как правило, выдаются под обеспечение, а CLN – нет.