Акции на стол


“В ближайшее время” президиум белорусского совета министров рассмотрит новую редакцию законопроекта о национализации, сказал “Ведомостям” начальник управления Министерства экономики Виктор Ладик. Лукашенко на днях поручил правительству доработать документ и внести в парламент. В первом чтении законопроект был принят еще в 1999 г.

Национализированы могут быть все “нужные государству” частные предприятия, если они “разваливаются” и “работать не могут” – приносят убытки, пояснил Лукашенко. Возвращать собственность “народу” придется “в добровольном порядке, чтобы нас потом не упрекали”, цитирует президента белорусское телеграфное агентство БелТА. По статистике Фонда госимущества белорусского Минэкономики, на 1 января 2005 г. в стране насчитывалась 1061 частная компания, из которых единицы – 25 – были проданы на торгах. При этом, замечает президент Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа, государство владеет 80% всех компаний республики, да и остальные 20% частных предприятий “в большинстве своем контролирует”.

За национализированное имущество по принятому законопроекту полагается компенсация – “своевременное и полное возмещение стоимости национализируемого имущества и других причиненных национализацией убытков” – зачитал “Ведомостям” текст документа источник в палате представителей Национального собрания Белоруссии. Но “серьезных гарантий”, по его мнению, это не дает: например, “с согласия собственника” законопроект разрешает выдавать компенсацию не деньгами, а “иным имуществом”, а оценивать размер выплаты предложено по методике оценки госимущества “при его отчуждении” – на деле цена может быть любой.

Убыточных частных компаний, в том числе с госучастием, примерно треть, говорит Потупа. У Лукашенко есть на примете и первые жертвы. Так, руководство завода “Мотовело” “когда-то фактически бесплатно забрало государственные акции”, а теперь убыточно (по данным комитета госконтроля, за восемь месяцев 2004 г. убыток составил 3,1 млрд белорусских рублей против прибыли в 500 млн руб. за 2003 г.). “Хотят поддержки – акции на стол, предприятие возвращается 100% государству. И мы им, может быть, одолжим некоторую сумму денег”, – отрезал Лукашенко.

“Это какой-то абсурд, – ужасается предправления белорусского производителя парфюмерии и косметики ОАО “Модум”. – С экономической точки зрения предприятие может быть убыточным, но в то же время развиваться, если оно инвестирует средства на расширение производства”. А гендиректор Брестского завода бытовой химии Владимир Соловей жалуется, что его предприятие терпит убытки из-за колебаний валютного курса – “все сырье закупается на Западе”. По мнению гендиректора крупного белорусского завода, “национализация частных предприятий – первый шаг к перераспределению собственности”.

“До сих пор “достать” предприятие государство могло с помощью “золотой акции”, а теперь под удар могут попасть и стопроцентно частные структуры”, – соглашается Потупа. При этом, напоминает руководитель минского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, ряд предприятий, приватизированных в середине 1990-х, оказались на грани банкротства “только потому, что у них были неравные условия хозяйствования: и по финансированию, и по доступу к рынку, и по ценам на энергоресурсы”.