Изобилие на год


Никогда доходы федерального бюджета не были так велики, как в 2005 г. Как сообщил в понедельник Минфин, за первые три месяца доходы достигли 1199,1 млрд руб. (+48% к плану), а расходы по кассовому исполнению, т. е. уже осуществленные бюджетными организациями, – 673,8 млрд руб. (на 20,4% меньше запланированного). В результате профицит достиг рекордных 525,3 млрд руб., или 12,4% ВВП. Минфин выделил бюджетникам больше – 811,3 млрд руб., однако они, как обычно, откладывают часть расходов на конец года.

Почти половину огромного профицита – 229,9 млрд руб. бюджету обеспечила продажа в декабре 2004 г. “Юганскнефтегаза” за налоговые долги “ЮКОСа”. Из этой суммы 151,5 млрд руб. причитались федеральному бюджету в счет долга по НДС и налогу на прибыль, а остальные 78,4 млрд руб. казне безвозмездно перечислили Ханты-Мансийский округ и Тюменская область, куда попали выплаты нефтяников. Средства от продажи “Юганска” были зачислены в бюджет лишь в январе, объясняет знакомый с ситуацией чиновник. При своевременном “оприходовании” они попали бы в стабилизационный фонд, а так внеплановыми деньгами можно более свободно распоряжаться в течение года.

Федеральные доходы с учетом поступлений от продажи “Юганска” достигли астрономических 28,3% ВВП, замечает Евгений Хотулев из Экспертной экономической группы. Но и без них доходы в 23% ВВП обеспечили профицит в 7,1% ВВП. Последние два года профицит в I квартале был примерно вдвое меньше (3,1–3,8% ВВП), напоминает Хотулев.

Остальные 295,4 млрд руб. профицита бюджет получил благодаря высоким ценам на нефть, полагает Наталья Акиндинова из Центра развития: например, экспортная пошлина на нефть в январе составляла $101/т, а в феврале – марте – $86/т. Год назад в эти месяцы пошлина была почти втрое ниже ($31–34/т). В марте могли вырасти и поступления от налога на добычу, который индексируется вместе с мировой ценой нефти, а также от налога на прибыль: компании рассчитываются с налоговиками за I квартал, предполагает Акиндинова.

Лишь единый социальный налог по-прежнему не радует чиновников: за три месяца в бюджет поступило 60,5 млрд ЕСН (1,4% ВВП), в то время как год назад – 96,4 млрд руб. (2,7% ВВП). Двукратное падение сборов ЕСН вызвано снижением его ставки с 14% до 6%, считает Хотулев.

До конца года профицит может вырасти как минимум вдвое. По прогнозу Минэкономразвития, он достигнет 983,7 млрд руб., а стабфонд к началу 2006 г. увеличится до 1563,1 млрд руб. “Это хороший задел перед трудными 2006–2008 гг., когда бюджету придется быстро наращивать социальные расходы”, – радуется один из сотрудников министерства.

Но правительственные чиновники и депутаты уже задумываются, как потратить часть профицита в нынешнем году. “Решение увеличить помощь регионам на монетизацию льгот и индексировать выплаты военным можно считать почти принятым”, – говорит близкий к Белому дому источник. На внеплановое повышение пенсий с 1 марта бюджет потратит примерно 115 млрд руб. Еще 8,5 млрд руб. будет выделено регионам в виде дотаций на оплату транспортных карт бывшим льготникам. Премьер Михаил Фрадков поручил экономическим ведомствам в апреле подготовить поправки в бюджет-2005, узаконивающие эти траты, а также повышение довольствия военных и стипендий. Вместе эти расходы потянут не меньше чем на 200 млрд руб., считает член бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов.

Вторая порция поправок будет обсуждаться осенью, говорит чиновник Минфина, полагающий, что бюджетный профицит должен быть “в максимальном, по возможности, объеме сохранен для стабфонда”. Но у депутатов другие планы. “Профицит настолько значителен, что правительство сможет увеличить компенсации регионам на монетизацию льгот – расширить список лекарств и прибавить транспортные дотации”, – считает член бюджетного комитета Сергей Широков (“Единая Россия”). Он надеется, что, ограничив профицит 500–600 млрд руб., правительство согласится остальное потратить в этом году. Но, по мнению депутата от КПРФ Сергея Штогрина, это “не слишком много” – нужно, кроме социальных выплат, повысить расходы на целевую программу строительства дорог и на отдельные объекты адресной инвестиционной программы. А Задорнов хотел бы увеличить субсидии на льготы по ЖКХ. Чиновники Минфина и Минэкономразвития говорят, что будут готовы обсуждать это не раньше лета.