Нефть потечет мимо проливов


Как сообщило Минпромэнерго, вчера в Софии глава этого ведомства Виктор Христенко, министр регионального развития и благоустройства Болгарии Валентин Церовский и министр развития Греции Димитрис Сиуфас подписали меморандум о сотрудничестве между правительствами трех стран в строительстве нового нефтепровода. После церемонии подписания Христенко заявил, что работа над проектом только начинается. А в дальнейшем ключевая роль будет принадлежать компаниям, заинтересованным в использовании этого трубопровода. По словам министра, больше всех в проекте заинтересованы ТНК-ВР, “ЛУКОЙЛ” и “Роснефть”. Христенко сказал, что дальнейшая работа будет вестись в режиме проектного финансирования.

Проект нефтетранспортной системы Бургас – Александруполис обсуждается уже более 10 лет как альтернатива турецким проливам при экспорте российской нефти. В последние годы актуальность этой темы резко возросла в связи со все увеличивающимися объемами транзита сырья через проливы и одновременным ужесточением со стороны турецких властей режима их прохода. В результате нередки стали многодневные танкерные пробки и связанные с этим финансовые потери грузовладельцев.

В течение многих лет главным лоббистом строительства этого нефтепровода считался “ЛУКОЙЛ”, однако в последние год-два его место заняла ТНК-ВР. Исполнительный директор этой компании Герман Хан неделю назад заявил, что в ближайшие годы она намерена разработать документы, необходимые для обсуждения с другими нефтяниками перспектив заполнения трубы. А несколько ранее он говорил, что ТНК-ВР готова гарантировать часть поставок. А источник в “ЛУКОЙЛе” сказал вчера “Ведомостям”, что пока в планах компании нефть под этот проект не резервировалась. Он добавил, что при наличии у “ЛУКОЙЛа” трех современных НПЗ и развитой сбытовой сети в черноморском бассейне острой необходимости в больших объемах экспорта нефти через турецкие проливы компания не испытывает.

Директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов сомневается в целесообразности строительства нефтепровода и говорит, что “до тех пор, пока хотя бы одна российская компания не гарантирует участие в проекте своей нефтью, он останется на бумаге”. По словам Перфилова, обход Босфора, безусловно, нужен крупным компаниям, работающим в Казахстане, и клиентам Каспийского трубопроводного консорциума, таким, как ChevronTexaco, ENI, однако они скорее предпочтут транстурецкий вариант, что будет и политически и экономически выгоднее. Хотя Перфилов замечает, что многое будет зависеть от тарифов.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров замечает, что пока достигнута лишь политическая договоренность и в проекте много неясного, в частности его экономическая эффективность. Аналитик уточняет, что она будет зависеть от тарифов на прокачку. “Тем не менее это положительное решение, – говорит Нестеров, – и этот проект может стать своеобразным противовесом трубопроводу Одесса – Броды – Гданьск”.