ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Баррелевая мутация


Обсуждение правительством плана развития на ближайшие годы, важнейшими деталями которого представляются повышение цены отсечения до $27 за баррель и обещание удвоения зарплат и пенсий, фактический отказ от программы снижения инфляции, почти официальный выход “Газпрома” из-под контроля правительства и превращение его в государеву вотчину – все это вполне определенно указывает на брежневскую модель социально-экономической жизни в условиях высоких цен на нефть.

Знатоки нашего политэкономического уклада давно говорят, что цена барреля где-то в районе $30 приводит в России к полному параличу политической воли и стагнации экономической политики. Нет, разумеется, по инерции люди в пиджаках будут еще какое-то время повторять слова “диверсификация”, “особые экономические зоны” и “локомотивы роста”. Но это ничуть тому не противоречит. Да и определенные темпы этого самого роста в ближайшее время просто гарантированы за счет расширенного потребления и созданной в предыдущие годы инфраструктуры.

Мутацию российской власти можно объективистски охарактеризовать как “результат действия непреодолимой силы”. Никто не хочет застоя – ни президент, ни министр Кудрин, ни, разумеется, Греф. И между тем все они сегодня напоминают те фигурки египетских фресок, которые идут строго налево, развернув головы строго направо. Приметы паралитического сценария многообразны и разнородны. От стремительной абсурдизации цензуры (на центральных каналах уже запрещают показывать писателя Сорокина – здравствуй, дедушка Суслов!) до вполне показательных тенденций в госуправлении. Вот, к примеру, шеф МВД Нургалиев сообщил, что разделение милиции на федеральную и муниципальную нецелесообразно. Напомним, что глубокая целесообразность этого была обоснована в фундаментальной программе реформы власти, готовившейся Козаком на протяжении всего первого путинского срока в рамках основной его доктрины – модернизации государства. Сегодня Нургалиев так поясняет свою мысль: “С начала января в 75 субъектах прошли 1500 протестных акций, в этих условиях нужна единая система контроля за милицией”. Что это значит? Что реформа, задуманная ради оптимизации правоохранительной деятельности в целом, отложена в целях оптимизации одного ее направления – защиты действующей федеральной администрации. Все последние внутриполитические инициативы демонстрируют, что Кремль перешел в глухую оборону. При том что, заметим, никто на него пока и не нападал.

В чем же причина этой мутации модернизаторов в охранители? Кажется, она довольно ясна. Начиная антиолигархическую кампанию по разделу наследства Ходорковского, Кремль умело воспользовался тем, что распоряжение нефтяными богатствами группой олигархов нелегитимно в мнении народном. Однако совершенно не учел того, что переход тех же самых богатств в руки государства, консолидация в этих руках гигантских экспортно-сырьевых прибылей фактически перекладывает на него и бремя нелегитимности. Оставаясь архаически бюрократическим, не способным обеспечить приемлемого уровня прозрачности в перераспределении этих богатств, оно становится их заложником, не ночным, а самым что ни на есть круглосуточным их сторожем. И эта перманентная охранно-распределительная деятельность становится главной задачей и главным смыслом его существования.