ИНТЕРВЬЮ: Василий Сидоров, президент МТС


Конкуренция на российском рынке сотовой связи становится все жестче, но МТС удается сохранять на нем лидерство. В прошлом году оператор запустил рекордное количество региональных сетей, а в этом первым из участников сотовой “большой тройки” задумался о выходе в дальнее зарубежье. О планах развития в России и за рубежом, скором запуске нового биллинга и стратегии в интервью “Ведомостям” рассказал президент МТС Василий Сидоров.

– В начале года крупнейший акционер МТС, АФК “Система”, сообщил, что ведет переговоры о приобретении двух индийских GSM-операторов, подконтрольных Aircel Televentures Ltd. Участники рынка уверены, что эту покупку “Система” планирует совершить в интересах МТС. Есть ли у МТС стратегия выхода на индийский рынок?

– Без учета приобретений мы уже с прошлого года генерируем существенный позитивный денежный поток, и, по мере того как будут уменьшаться инвестиции в развитие сети, для нас все актуальнее будет поиск новых возможностей для поддержания роста бизнеса. Расширение географии бизнеса – это наиболее веская альтернатива распределению существенной части прибыли между акционерами.

Наша стратегия развития за пределами России основывается на поиске рынков, где мы можем обеспечить возврат на вложенный капитал, больший или сравнимый с тем, что мы получаем в России. Рынки этих стран должны отвечать нескольким критериям. Во-первых, это низкий уровень проникновения [услуг сотовой связи] и, соответственно, высокий потенциал роста рынка. Во-вторых, достаточный уровень доходов на душу населения. В-третьих, возможность стать единоличным либо паритетным лидером. Наконец, нам должны быть понятны условия ведения бизнеса – с точки зрения регулирования отрасли и защиты прав инвесторов. А финальным лакмусовым тестом будет цена приобретения.

Регионы Индии, где работают рассматриваемые нами операторы, в основном отвечают нашим критериям. Проникновение сотовой связи там меньше 10% при более чем полумиллиардном населении. Но индийский рынок связан с набором специфических рисков – с точки зрения реального платежеспособного спроса, динамики развития, регулирования, конкурентной ситуации, работы с контрагентами. Мы сейчас находимся в стадии анализа.

– Какие еще страны интересуют МТС? Может, Восточная Европа?

– Чем дальше мы движемся в сторону Восточной и Западной Европы, тем менее приемлемой для нас становится цена компаний. Но за пределами СНГ мы, конечно, смотрим не только на азиатский рынок, но и на центрально- и восточноевропейский рынки.

– Планируются ли зарубежные приобретения в этом году?

– У нас на разных стадиях проработки около 10 сделок.

– А есть ли в СНГ сделки, близкие к завершению? Например, давно ходят слухи, что МТС собирается купить оператора в Азербайджане...

– У нас идут переговоры с несколькими компаниями. Нашим критериям инвестиционной привлекательности соответствуют все страны СНГ без исключения. Но многие сделки срываются на этапе обсуждения цены.

– В свое время МТС не сошлась в цене с акционерами поволжского оператора СМАРТС, не так ли?

– Не только. Подчас мы готовы платить премию за приобретаемый актив, но многое определяется “химией”, которая складывается на переговорах с продающей стороной, и оценкой качества менеджмента этой компании.

– Довольны ли вы тем, как развивается бизнес МТС на Украине? Нет ли у вас опасений за судьбу UMC в связи с неоднократными заявлениями Виктора Ющенко о необходимости пересмотра ряда приватизационных сделок?

– Очень довольны. За два года, в течение которых мы являемся акционерами UMC, компания приобрела лидирующие позиции, успешно вывела на территорию Украины тарифные планы семейства “Джинс”, сформировала сильную команду управленцев. Мы инвестировали в развитие сети более $500 млн, а в этом году вплотную приблизимся к $1 млрд. Украинский бизнес не менее рентабелен, чем в России, а возврат на вложенный капитал за 2004 г. – 45% – на Украине выше, чем в России.

На недавней встрече представителей российского бизнеса с президентом Украины мы услышали два ключевых сообщения. Первое: начатые новым руководством реформы ориентированы на установление настоящей рыночной экономики и повышение прозрачности регулирования, в том числе в телекоммуникациях. Второе: потенциальной зоной риска для новых собственников являются только те предприятия, при приобретении которых было нарушено приватизационное законодательство или не исполнены инвестиционные обязательства. Ни то ни другое на нас не распространяется.

– В декабре 2004 г. Deutsche Telekom (DT) сократила свою долю в МТС с 25,15% до 10,15%. Ощущаете ли вы постепенное уменьшение влияния DT на компанию?

– Представительство T-Mobile (“дочка” DT, через которую немецкий оператор участвует в управлении МТС. – “Ведомости”) в совете директоров МТС не изменилось. Степень их участия в решениях совета директоров осталась прежней. И, мне кажется, заинтересованность в успехе бизнеса тоже не сократилась – в частности, у нас сейчас действует целый ряд совместных с T-Mobile проектов. Менеджмент компании не почувствовал изменений, связанных с последней продажей.

– Когда МТС намерена запустить в коммерческую эксплуатацию технологии EDGE и i-mode? И какие услуги получат абоненты?

– Технология EDGE будет очень большим подспорьем для таких приложений, как потоковое видео или мультимедийные сообщения (MMS). Мы прошли фазу тестирования в Самаре, сейчас решаем, с каких регионов начнется коммерческий запуск.

В декабре мы подписали эксклюзивный договор с владельцем лицензии на i-mode – японским оператором NTT DoCoMo – о внедрении этой технологии в России и странах СНГ, где мы присутствуем. Что дает этот сервис абоненту? Во-первых, это электронная почта с индивидуальным адресом, исключительно удобная в использовании. Во-вторых, портал для выхода в Интернет с очень высокой степенью адаптации к запросам пользователя. Если вы пользовались технологией WAP, то, наверное, помните, какие проблемы были с настройками каждый раз, когда вы приобретали новую модель телефона. В i-mode таких проблем не будет в принципе – телефон заранее настроен на работу с этим порталом.

В сентябре коммерческий запуск i-mode состоится в Москве, потом – в Петербурге. В других регионах это произойдет чуть позже.

– А кто из производителей будет поставлять в Россию телефоны, совместимые с i-mode?

– Сегодня целый ряд производителей – и азиатских, и европейских – выпускают телефоны, совместимые с i-mode. Мы скоро примем решение, с кем из поставщиков пойдем на первом этапе. Сначала будет один-два поставщика, потом линейка телефонов будет расширяться.

– В прошлом году МТС создала подразделения на уровне макрорегионов, начала процедуру присоединения региональных “дочек”. Как вы оцениваете первые результаты реструктуризации?

– Мы достигли всех целей, которые ставили перед собой, хотя реорганизация поглощала много ресурсов. Мы сохранили лидерство в России по числу абонентов и существенный отрыв от ближайшего конкурента по денежной доле рынка, запустили рекордное количество новых регионов – 17.

– В прошлом году “ВымпелКом” долго опережал МТС по количеству работающих региональных сетей. Эксперты связывали это как раз с корпоративной перестройкой, которую затеяла МТС. Не повторится ли подобное в этом году?

– Без реформирования системы управления мы бы не достигли основной цели – реальной управляемости МТС как единой компании. Задержки с запуском регионов были связаны скорее с хронологией получения нами лицензий, частот и т. д. Кстати, по количеству подключенных регионов мы к концу года опять вырвались в лидеры.

– Сколько новых регионов МТС освоит в этом году?

– Лицензии позволяют нам работать по всей стране, за исключением Чечни и Пензенской области. К концу прошлого года у нас было 77 регионов, к концу этого, я полагаю, мы доведем их количество до 87. Кроме того, приобретенные нами региональные компании будут переходить под торговую марку МТС.

– Как вам, кстати, новый логотип “ВымпелКома”? Сами не думаете поменять имидж?

– Мы довольно бережно относимся к своему брэнду. C ним ассоциируются такие характеристики, как надежность, качество, клубность, дружелюбность, и мы не хотели бы это растерять.

Но мы с интересом понаблюдаем, как будут меняться рейтинг узнаваемости брэнда “Билайн” и его восприятие абонентами. Мы тоже не живем в догматической системе, мы обсуждаем разные идеи и, возможно, какие-то из них воплотим.

– В этом году Мининформсвязи обещает демонополизировать рынок дальней связи в России. Не планирует ли МТС обратиться за такой лицензией?

– Это зависит от того, сможем ли мы обосновать для себя и акционеров целесообразность такого шага. Требования, которые будут предъявляться к операторам дальней связи – например, необходимость обеспечить доступ к услуге любому абоненту, а не только своему собственному, – могут снизить для нас привлекательность такой лицензии.

– Разделяете ли вы позицию Мининформсвязи, согласно которой преждевременный старт третьего поколения (3G) нецелесообразен, поскольку может отвлечь операторов от развития действующих сетей GSM?

– Мы тоже считаем, что не стоит спешить с выдачей лицензий на третье поколение и с развитием 3G, пока у нас есть еще большой запас и потребность в развитии инфраструктуры второго поколения. Конец этого года или даже следующий год были бы абсолютно резонными сроками для организации тендера на получение лицензий 3G.

– Обычно узким местом 3G-сетей называют контент. Операторы пока не могут предложить абоненту ничего, что нельзя было бы воплотить в сетях второго поколения...

– Наша работа с контент-провайдерами сфокусирована на втором – втором с половиной поколении, особенно в преддверии запуска i-mode. Я абсолютно согласен, что говорить об экономической целесообразности запуска 3G-сети при сегодняшнем спросе на контент и его предложении тяжело. Но рынок будет развиваться. А к концу года у нас накопится опыт работы с контент-провайдерами в рамках i-mode.

– В последнее время МТС уступает “ВымпелКому” по числу новых подключений в столице. Это вас не беспокоит?

– Наш объем продаж достаточно стабилен. В январе мы подключили почти 500 000 абонентов, в феврале – 337 000. Это нормальная, ровная динамика. Мы считаем, что конкуренция, особенно на зрелых рынках, все больше будет переходить от привлечения новых абонентов к удержанию уже существующих. И мы будем балансировать между сохранением динамики подключений и вложением денег в сохранение существующей абонентской базы.

– Модная нынче тема – виртуальные операторы, которые оказывают абонентам услуги, используя инфраструктуру сотовых операторов. О таких планах заявили, например, “Евросеть” и “Народный мобильный телефон”. Нужны ли МТС посредники, которые будут продавать ее услуги абонентам?

– Мы с уважением относимся к стремлению игроков рынка реализовать себя в новом качестве. Но есть два важных критерия, которые мы будем применять при оценке целесообразности взаимодействия с тем или иным виртуальным оператором. Первый – у нас должен быть избыточный ресурс сети, который можно продавать. И второй – нужны четкие договоренности о политике ценообразования. Нам совершенно не интересно стимулировать дальнейшее снижение средней стоимости минуты. Игроки рынка будут уходить от конкуренции по стоимости минуты к конкуренции по качеству расходов на привлечение и удержание абонентов. Обеспечить это качество смогут только большие игроки.

Если к нам придут партнеры с нишевым предложением, которое мы сами не можем эффективно реализовать, и при этом ценообразование нам покажется разумным, такие предложения мы будем рассматривать. Но пока “живых” проектов, обсуждаемых с третьими лицами, у нас нет.

– Сколько средств МТС планирует привлечь в этом году? Сколько денег намерена инвестировать в собственное развитие сама МТС?

– Мы согласовали с акционерами программу развития на этот год в размере $1,8 млрд. Из них примерно $1,5 млрд придется на собственные средства МТС, а остаток – $200–300 млн – будем финансировать за счет привлеченных средств.

Помимо семилетних еврооблигаций на $400 млн, размещенных в январе, мы планируем привлечь кредиты под гарантии экспортно-кредитных агентств, привязанные к поставкам оборудования. Их общий объем может достигнуть в этом году $400 млн. Дополнительные заимствования могут быть обусловлены только планами по приобретению компаний.

– Какая часть этих денег будет вложена в России, а какая – в странах СНГ?

– Примерно $45 млн будет вложено на территории Узбекистана, порядка $470 млн – на Украине, остальное – в России.

– Недавно министр информтехнологий и связи Леонид Рейман заявил, что, по его мнению, уровень проникновения сотовой связи в стране увеличится в этом году до 80%. А каков ваш прогноз?

– Мы прогнозируем проникновение по России под 80% и порядка 120% – по Москве. Конечно, темпы роста проникновения будут замедляться.

ARPU (доход оператора в пересчете на одного абонента. – “Ведомости”) в среднем по России за год составит $9–10, т. е. существенно снизится по сравнению с прошлым годом. Произойдет стабилизация стоимости минуты, но из-за подключения абонентов, которые пользуются связью мало или используют SIM-карту как вторую или третью помимо основной, снижение ARPU неизбежно.