Охота на овец


Интересы британского кинематографа за рубежом (в отличие от интересов кинематографа французского) не обслуживает государственная пропагандистская машина. Английское кино, в высшей степени занятное и достойное внимания, крайне редко попадает в отечественный прокат. Островная анимация, не менее занятная и еще более непрокатная, до сих пор на большой российский экран не попадала совсем, хотя технически задача оказалась легче легкого: на фестивале покажут DVD-проекцию, вся программа уместилась на нескольких болванках.

В 90-е британская мультипликация по части международного резонанса стояла в одном ряду с “Трейнспоттингом” и Гаем Ричи – главным образом, благодаря Нику Парку и его пластилиновому сериалу про Уолласа и Громита (изданному у нас на видео). Впоследствии Парк неудачно сходил в Голливуд, скомпилировав из своих предыдущих наработок “Побег из курятника”, теперь на своей легендарной студии Aardman делает полнометражного “Уолласа и Громита”.

Легенды легендами, но работ Парка и Aardman на Фестивале британской анимации нет (за одним незначительным исключением). Программа составлена из короткометражных фильмов, в последние годы получавших награду British Animation Award (о чем свидетельствует логотип BAA – ехидная овца в титрах).

Пятьдесят с лишним картин сделаны на разных студиях и в разной технике – традиционная рисованная анимация, 3D, пластилин, ожившие фотографии, куклы (а иногда и все одновременно). Единственно возможным способом объединения стал тематический: программа равномерно, хотя и довольно условно, поделена на четыре части – “Люди и вещи”, “Смерть”, “Познание” и “Любовь”. При справедливом распределении большая часть фильмов попала бы все-таки в категорию “Смерть” – оптимистическим взглядом на мир создатели фильмов не отличаются (возможно, это связано с тем, что многие из них творят претендентов на премию BAA в свободное от производства рекламных роликов время). Пожалуй, “Любовь”, открывающая фестиваль, получилась все же самой жизнеутверждающей, хотя и в этом секторе достаточно мультипликационного отчаяния, предательства и ревности. Собственно, жестокость некоторых высказываний о жизни, а также несколько вполне порнографических эпизодов однозначно переводят фестиваль в категорию “только для взрослых”.

Можно долго отыскивать, но так и не отыскать в привезенных Британским советом фильмах “чисто английскую” интонацию (которая так умиляет у Ника Парка) – за исключением экранизации одного из эпизодов “Кентерберийских рассказов” и 3D-пародии на “Карты, деньги, два ствола”, мы имеем дело с наднациональной фантазией и современной анимацией, далеко отстоящей от “Сказок матушки Гусыни”. Незначительный хронометраж и неживые актеры дают удивительный простор для жанровых экспериментов – здесь есть и триллеры, и мелодрамы, и детективы, и что-то совсем уже внежанровое и абстрактное. Остается только изумляться тому, что бильярдные шары обретают мимику, расхожее выражение “пустота внутри” буквально визуализируется при помощи дырки в середине туловища, а привязанность к кочану капусты оказывается сильнее страха перед сварливой женой. И удивляться, почему, собственно, все это анимированное безобразие задевает нас за живое.