“Жигулей” будет меньше


В I квартале “АвтоВАЗ” перевыполнил план на 2%, выпустив 165 688 машин. Это, однако, на 8178 меньше, чем в I квартале 2004 г. На заводе объясняют спад 10-дневными январскими каникулами.

Однако дело не только в каникулах – “АвтоВАЗу” все труднее продавать свои машины. По данным источника, близкого к руководству завода, у дилеров “АвтоВАЗа” скопилось около 60 000–65 000 непроданных автомобилей. Гендиректор крупного столичного дилера считает эту цифру реальной: на его площадках скопилось примерно вдвое больше вазовских автомобилей, чем обычно. Другой московский дилер “АвтоВАЗа” говорит, что с начала года продажи “ВАЗов” в Москве упали примерно на 30%.

Поэтому автогиганту пришлось задуматься о сокращении производства. Уже в этом году “АвтоВАЗ” перейдет на пятидневную рабочую неделю, сообщил вчера завод. Сначала с 16 мая будет сокращена 11-я (субботняя) смена. “АвтоВАЗ” объясняет это “затянувшимся сезонным спадом на автомобильном рынке, что сделало экономически нецелесообразным дальнейшее перевыполнение производственного плана”. Как пояснил представитель “АвтоВАЗа”, изначально планировалось произвести в этом году 700 000 автомобилей. Затем план был повышен до 730 000 машин. Отмена субботней смены позволит заводу вернуться к прежней цифре.

Сначала руководство “АвтоВАЗа” планировало остановить конвейер на время майских праздников, чтобы избавиться от скопившихся на складах машин, рассказывал на прошлой неделе гендиректор одного из тольяттинских дилеров. Такой вариант рассматривался, подтверждает источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”, но в итоге было выбрано сокращение рабочей недели.

А вот ГАЗ пока не собирается снижать производство – в этом году завод планирует выпустить около 232 000 машин, говорит представитель ГАЗа Сергей Луговой.

Сезонный спад продаж почувствовали и другие российские производители. “У нас на площадке скопилось около 2200 автомобилей при норме 1000”, – говорит эксперт по СМИ “GM-АвтоВАЗа” Ирина Шемякина, добавляя, что 1400 из них уже выставлены на оплату.

Спад продаж вазовских машин в Москве объясняется тем, что часть потребителей постепенно переходит на иномарки, говорит Владислав Яценко, директор по сбыту компании “Инком-Авто” (продает Lada, “ГАЗ”, Daewoo, Hyundai, Renault, KIA). “Десятки” почти сравнялись по цене с дешевыми иномарками, утверждает он. По его словам, вместо “десятки” примерно за ту же цену покупают Daewoo Nexia или предпочитают воспользоваться кредитной программой и доплатить еще $2000–3000 за Hyundai Accent.

Однако аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов назвал снижение спроса на продукцию “АвтоВАЗа” неожиданным. “Сейчас самый массовый и быстро растущий сегмент авторынка – иномарки от $12 000, но пока отечественные автомобили не должны отставать от иномарок по объемам продаж”, – говорит он. Чтобы удержать свои позиции на рынке, “АвтоВАЗу”, по его мнению, нужно как можно быстрее переориентироваться на более дорогой сегмент, а спад в начале года он называет “первым звонком для “АвтоВАЗа”, сигнализирующим, что нужно приступать к активным действиям”.

Решение “АвтоВАЗа” может быть вызвано снижением импортных пошлин на автокомпоненты, что “вносит корректировки в планы всех российских автопроизводителей”, полагает московский дилер. По его словам, “десятое” семейство ждет серьезная конкуренция со стороны иномарок, собираемых в России, – Ford, Daewoo, Renault, Chevrolet Viva. Однако руководитель комитета по техрегулированию Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин считает, что постановление пока не влияет на планы “АвтоВАЗа”, поскольку оно еще не действует. Он напоминает, что российские производители иномарок – Ford и “Автотор” – работают в льготном режиме, а “GM-АвтоВАЗ” собирает Chevrolet Niva почти полностью из российских комплектующих. Российские производители иномарок пока воздерживаются от комментариев о последствиях постановления. Пресс-секретарь “Автофрамоса” Ванесса Леви сказала лишь, что объявленная цена на Renault Logan ($8999–12 000) меняться не будет.