К нам едут Toyota и VW


Toyota раздумывает о приходе в Россию уже несколько лет. Японцы ждали, когда их ежегодные продажи в нашей стране перевалят за 50 000 шт. В 2004 г. заветный рубеж был почти достигнут: было продано 47 426 шт. Toyota и Lexus, а в сентябре председатель совета директоров Toyota Хироси Окудо впервые публично подтвердил, что Toyota готовится к строительству завода в России. Вскоре Toyota на выбор были предоставлены несколько площадок в Нижегородской области, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

По душе японцам пришлась Северная столица. Вчера руководитель департамента Минэкономразвития Светлана Ганеева заявила, что на следующей неделе ее министерство, правительство Санкт-Петербурга и Toyota подпишут меморандум о намерениях по строительству завода, а 26 апреля состоится презентация проекта. Завод появится в районе Шушары – на южной окраине Петербурга, между Московским и Пулковским шоссе. О том же “Ведомостям” сообщил и чиновник, близкий к администрации Петербурга. Ганеева отмечает, что первоначальный объем производства Toyota будет равен 25 000 шт. машин в год, но в течение двух лет может быть наращен до 100 000 шт. “В меморандуме будут прописаны процедуры передачи участка в аренду, а до 1 июля Toyota должна будет подтвердить свой выбор”, – говорит другой чиновник Минэкономразвития. Точных сроков, объемов производства и инвестиций, названия моделей в документе нет: они будут определены в инвестсоглашении, которое еще не начали готовить, поясняет собеседник. Впрочем, по словам источников в администрации Санкт-Петербурга и близких к Toyota, концерн начнет работу в России с одной из моделей “массового сегмента”, скорее всего, с Corolla. Генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы “Рольф” Валерий Тараканов и аналитик ОФГ Елена Сахнова допускают, что вслед за Corolla может начаться сборка Camry (стоит от $30 000), а затем Avensis (от $26 000). Объем инвестиций эксперты оценивают в $250–400 млн.

Сама Toyota пока о планах не распространяется. В московском и европейском подразделениях, а также в штаб-квартире в Японии заявили, что окончательного решения корпорация еще не приняла.

На это еще надеются неудачливые конкуренты Санкт-Петербурга. “Я не уверен, что этот вопрос решен окончательно”, – сомневается чиновник правительства Московской области. “Наши переговоры с Toyota намечены на конец апреля. Вряд ли они хотят встретиться для того, чтобы сообщить нам о том, что выбор пал на Питер”. Впрочем, Московская область может рассчитывать на другого партнера. “В мае мы надеемся подписать инвестиционное соглашение с Volkswagen о строительстве завода в Ступине”, – рассказывает чиновник правительства Московской области. В самом Volkswagen эту информацию не комментируют, но ее подтверждает заместитель главы Минэкономразвития Андрей Шаронов. По его словам, в Ступине Volkswagen планирует собирать модели Bora, Pointer и Skoda. “Первоначальные мощности не превысят 50 000 машин в год, но в перспективе они перевалят за 100 000”, – говорит замминистра.

Растущий российский рынок переварит два таких проекта, как Toyota и Volkswagen, считает Сахнова из ОФГ. По ее прогнозу, к 2010 г. емкость рынка составит 2,17 млн автомобилей против 1,57 млн в 2005 г. Toyota и VW угрожают не только “АвтоВАЗу”, но и Ford с Renault. “Сейчас цена на Corolla начинается от $17 400. С учетом будущей отмены пошлин на импортные автокомпоненты для промышленной сборки (см. статью об этом на стр. Б2) машина подешевеет до $14 000–15 000 и попадет в сегмент, близкий к Focus и Logan”, – отмечает она. В самих компаниях с этим не согласны. “В сегменте Logan разница в пару тысяч долларов для покупателей имеет значение”, – возражает представитель “Автофрамоса” (“дочка” Renault) Наталья Мишенина. “Об этом говорить вообще рано, ведь завод не построен”, – соглашается Екатерина Кулиненко из Ford Motor Company. Представитель “АвтоВАЗа” от комментариев отказался.