Локализация не помешает


Вчера министр промышленности Виктор Христенко рассказал президенту Владимиру Путину о том, как должна быть организована промышленная сборка. По его словам, автопроизводителям нужно дать полтора года на организацию сварки, окраски и сборки мощностью не менее 25 000 автомобилей в год. Дальнейшая локализация должна быть поэтапной: через 3,5 года в России должно выпускаться 10% комплектующих, через пять лет – 20% и через шесть лет – 30%. По мнению Христенко, такой порядок позволит сохранить производство российских автопроизводителей в размере примерно 1 млн и увеличить производство иномарок на российских предприятиях также до 1 млн. Источник в правительстве сообщил, что Христенко ходил к президенту по просьбе Кремля.

По словам чиновника Минэкономразвития, Христенко озвучил свою версию порядка, еще не согласованную с Минэкономразвития. “По нашему мнению, сокращение списка автокомпонентов, ввозимых на льготных условиях, на 30% за шесть лет – нереальная задача. Мы предлагаем 15%”, – поясняет чиновник. Он напоминает, что в эти проценты не включается сварка, окраска и сборка автомобилей, в отличие от той схемы, по которой работает сейчас Ford. Чиновник отмечает, что организовывать сварку, окраску и сборку инвестор будет обязан полтора года, а Минпромэнерго предлагает увеличить этот срок на 24 или 36 месяцев для компаний, организующих производство с нуля. “Мы сейчас согласовываем этот вопрос”, – отмечает он. Чиновник МЭРТа напоминает, что инвестору порядок предоставит право выбора: либо локализировать производство компонентов, либо ввозить их на общих условиях с уплатой пошлин.

Минэкономразвития и Минпромэнерго должны подготовить порядок до 15 апреля. По словам представителя Минпромэнерго, “мы не хотим и не будем” срывать этот срок. “В любом случае нам необходимо понять, нравятся ли инвесторам предлагаемые условия. Мы ждем их реакции”, – отмечает сотрудник Минэкономразвития.

В российском представительстве Toyota предложения чиновников комментировать не стали. “Они ждут реакции от нас, а мы от них, – сказал сотрудник представительства. – Организация производства в России зависит от того, как будет формулироваться понятие “промышленная сборка”. Ford также отказался от комментариев. Представитель компании заметил лишь, что, скорее всего, российский завод Ford по-прежнему будет работать в режиме таможенного склада.

Валерий Тараканов, генеральный менеджер по маркетингу и PR группы компаний “Рольф”, напоминает, что о своих намерениях строить заводы в России так или иначе заявляли Skoda, Nissan, Toyota, Volkswagen, DaimlerCrysler. “Неудивительно, что производители пока не обозначают свою позицию, – считает он. – Первые заявления последуют только через несколько месяцев после подписания постановления и определения понятия промышленной сборки”.

Руководитель комитета по техрегулированию Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин считает, что 30% локализации за шесть лет – вполне реальная для инвесторов цифра. “Вопрос в объемах производства российских иномарок”, – говорит он. По его словам, если они будут сопоставимы с нынешними объемами выпуска российских производителей, комплектующие надлежащего уровня качества будут выпускать и российские производители.

А Тараканов из “Рольфа” считает, что даже локализовать 15% производства комплектующих в России, не говоря уже о 30%, будет крайне сложно. Для того чтобы это постановление работало, необходимо предоставить льготы для иностранных производителей комплектующих, уверен он. А аналитику ОФГ Елене Сахновой больше нравится вариант Минпромэнерго, предусматривающий 30%-ную локализацию. “Volkswagen, Toyota, Hyundai и другие концерны в любом случае придут в Россию, – говорит она. – И надо не забывать, что у нас все-таки есть свой автопром”.