Малой кровью


Вчера на бюджетной комиссии во главе с премьером Михаилом Фрадковым утверждены основные параметры бюджета-2006. Доходы составляют 4,09 трлн руб. (17,8% ВВП), расходы – 3,685 трлн руб. (16%), профицит – 405 млрд руб.

К прошлому заседанию комиссии Минфин посчитал расходы бюджета-2006, умножив расходные показатели бюджета-2005 на прогнозируемую в 2006 г. инфляцию (7%). Прогнозируемые доходы казны превысили эту сумму на 67,3 млрд руб., и Минфин предложил поделить их между новыми расходными заявками на 377 млрд руб. В число заявок вошли удвоение пенсий (66,5 млрд руб.), увеличение денежного довольствия военных (32,2 млрд руб.). При этом разразился спор министра финансов Алексея Кудрина с министром экономического развития Германом Грефом. Минфин предложил профинансировать в 2006 г. инвестиции на 331 млрд руб., тогда как Минэкономразвития претендовало на 670 млрд руб. В расчете на создание самостоятельного инвестфонда (100 млрд руб.) для инфраструктурных проектов национального значения, реализацию особых экономических зон ($500 млн в год) и новые ФЦП (217 млрд руб.) Минэкономразвития спланировало рост ВВП на 5,9% в 2006 г. и 6,1–6,2% в 2007–2008 гг. Конфликт в тот день не разрешился, и Греф потребовал пересмотреть сценарий экономического развития и прогноз, что снижало рост ВВП до 4,5–4,6% ежегодно.

К новому заседанию Кудрин предложил компромисс. Заново пересчитав обязательства казны, он увеличил инвестрасходы до 342 млрд руб. (в основном это реализуемые сейчас ФЦП). “Принято политическое решение: все принимаемые обязательства на 40,7 млрд руб. отданы Минэкономразвития для его инвестиционных приоритетов”, – пояснил чиновник Белого дома. Среди приоритетов Минэкономразвития – целевая программа административной реформы (2,8 млрд руб. в 2006 г.), развитие российских космодромов в 2006–2015 гг. (1,5 млрд руб.), развитие технологий создания электронной компонентной базы (3,6 млрд руб.), программа “Антитеррор” (1,5 млрд руб.) и др. Есть заявка и на инвестфонд (100 млрд руб.). Но Кудрин 13 апреля написал Фрадкову, что “финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, предлагается осуществлять в рамках общего порядка формирования расходов федерального бюджета”. Иными словами, идею создания отдельного инвестфонда Кудрин отверг, а на все общегосударственные проекты и целевые программы Греф получил 382,7 млрд руб.

Поняв, какой компромисс предлагает Минфин, директор департамента Минэкономразвития Андрей Клепач вновь поставил вопрос о пересмотре прогноза социально-экономического развития на 2006 г. с понижением роста ВВП. Фрадков разрядил ситуацию, заметив, что через месяц прогноз в любом случае придется менять. В этом случае могут быть скорректированы в сторону увеличения цена на нефть (сейчас – $34 за баррель по 2006 г.), ВВП, доходы и расходы, уверяет чиновник правительства: “Это неизбежно, потому что никто не отменит решение президента об удвоении пенсий. Их и профинансируют из дополнительных доходов”. Грефу, по мнению чиновника, придется смириться с неизбежным, ограниченные инвестиционные ресурсы вынудят Минэкономразвития закрывать неэффективные целевые программы в пользу более эффективных.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич удивлен тем, что инвестфонд не вписался в бюджетную конструкцию. Ради этого, напоминает он, цена отсечения для доходов, поступающих в стабфонд, повышалась с $25/барр. до $27/барр., из которых $1/барр. (50 млрд руб.) предназначалось на инвестфонд.

Руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович сомневается в необходимости пересмотра средней цены на нефть в будущем году, поскольку “$34/барр. – уже прилично”. Но даже повысив цену до $36/барр., правительство, по мнению Дворковича, существенных доходов на социальные обязательства не получит, так как львиная доля поступлений уйдет в стабфонд.