Народ приучают к ипотеке


В общем объеме сделок с жильем на ипотеку пока приходится не более 5% при ежегодном объеме рынка $8–10 млрд. “Два года назад этот показатель недотягивал и до 1%”, – уточняют независимые аналитики рынка недвижимости. Однако риэлторы уверяют, что в структуре их продаж на ипотеку приходится более 10%. Президент корпорации “Бест-Недвижимость” Григорий Полторак сделки по жилищным кредитам в марте оценивает в 20% от числа всех проведенных компанией. МИАН довел их количество до 12–13%, “Миэль” – до 13%, заявили в компаниях.

Аналитик Андрей Бекетов считает, что рост ипотеки начался около полугода назад, когда снизился спрос на жилье. “За прошедшие девять месяцев количество продаж уменьшилось на 20–30% по сравнению с периодом ажиотажного спроса”, – согласен Олег Репченко, также независимый аналитик рынка. С ним согласен Григорий Куликов, председатель совета директоров компании “Миэль-Недвижимость”: “В месяц в Москве продается не больше 7000 квартир, хотя на пике спроса продавали по 10 000”.

Кризис на рынке недвижимости совпал с принятием законов, которые снизили риски ипотечных банков. “Банки получили гарантии, снизили риски и стали активнее лоббировать свои интересы”, – уверен член правления Московского международного банка Дмитрий Мохначев. В результате почти каждая крупная риэлторская компания стала работать как минимум с десятком банков. У “Миэль-Недвижимости” 36 банков-партнеров, у корпорации “Бест-Недвижимость” – 20, у “Корпорации МИАН” – более 10. Александр Афанасьев, начальник отдела развития бизнеса банка “ДельтаКредит”, говорит, что сейчас риэлторы приводят в банк около 20% клиентов, которые интересуются ипотекой. В Московский международный банк благодаря риэлторам приходят 90% клиентов, в Городской ипотечный – около 35%. “Многие банки рассматривают риэлторов как канал дистрибьюции”, – замечает первый заместитель председателя правления Городского ипотечного банка Владимир Гасяк. Репченко считает, что риэлторы контролируют половину ипотечного рынка, поскольку покупателям квартир самостоятельно провести ипотечную сделку очень сложно.

В компаниях сотрудничество с банками считают не способом зарабатывания денег, а хорошей возможностью удерживать на одном уровне объем сделок. Однако риэлторы, по словам Полторака, берут с клиента около $500–800 за выбор банка и оформление документов.

Риэлторы не могут оценить свои затраты на развитие ипотечных отделов, но признают, что суммы минимальны. “О затратах на ипотечные направления не стоит и говорить”, – иронизирует Куликов. У риэлтора есть только расходы на рекламу и зарплату сотрудникам, говорит Сергей Елисеев, директор по маркетингу и рекламе корпорации “Инком-Недвижимость”.

Аналитики подсчитали, что ипотечные программы уже способны приносить риэлторам доход. Репченко говорит, что на долю каждой крупной компании приходится 50–70 ипотечных сделок при средней сумме кредита $40 000–50 000. “При ежемесячном обороте ипотечного рынка $25 млн, – рассуждает Репченко, – 5%-ная комиссия агентства превышает $1 млн”.