Артемьев пошел навстречу бизнесу


Проект нового закона о конкуренции, подготовленный ФАС осенью прошлого года, вызвал волнения в деловом сообществе. С его помощью руководитель службы Игорь Артемьев обещал искоренить ценовые сговоры корпораций, бьющие по карману потребителя. ФАС предложила скорректировать определение “доминирующей компании”, которой под угрозой штрафа запрещено устанавливать монопольно высокие или низкие цены, сокращать производство востребованного на рынке товара и т. д. Сейчас “доминирующими” считаются компании, контролирующие свыше 65% рынка. В законопроекте этот порог снижен до 50%. “Доминирующей” предлагается также считать каждую из трех компаний, в совокупности контролирующих более половины рынка, или каждую из пяти компаний, на долю которых приходится более 70% рынка. А штрафы для монополистов-нарушителей ФАС предложила установить в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) на уровне 0,5–4% выручки от продаж (сейчас они рассчитываются в МРОТ и максимальный штраф не превышает $15 000).

В марте руководители РАО ЕЭС, “Транснефти”, ТНК-BP и других корпораций на встрече с министром экономического развития и торговли Германом Грефом потребовали уточнить формулировки законопроекта. Иначе, утверждали они, любая крупная компания может быть приравнена к монополии и оштрафована за повышение цен на рынке. Пока что ФАС это не удавалось.

Чиновники согласились скорректировать нормы нового закона. Финальную версию законопроекта (ее текст имеется у “Ведомостей”) Артемьев и Греф обсудили с представителями крупного бизнеса в минувший четверг. Теперь в проекте закона сказано, что новые правила определения доминирующего положения могут применяться на товарных рынках “с особой структурой спроса и предложения”. На таком рынке “потребители товара имеют ограниченный выбор поставщиков (продавцов): ценовая политика каждого из хозяйствующих субъектов известна и предсказуема для иных участников рынка, последствия односторонних действий по изменению рыночных условий товара легко предсказуемы, а внешние факторы воздействия на условия обращения товара практически отсутствуют, поскольку доступ конкурентов на рынок ограничен”, говорится в пояснительной записке к законопроекту. По словам вице-президента “Российских железных дорог“ Анны Беловой, эти критерии внесены по предложению бизнес-сообщества. С точки зрения РЖД и других естественных монополий, теперь определение коллективного доминирования структурировано лучше, чем в предыдущей версии проекта, говорит она.

Доказывать, что все эти параметры подходят к конкретному рынку, должна наша служба, поясняет начальник аналитического департамента ФАС Алексей Сушкевич. “Например, мы должны обосновать, что участники рынка пользуются общедоступной информацией о ценах на товары друг друга. Это можно подтвердить, позвонив в сбытовой отдел и получив оттуда по факсу прайс-лист”, – поясняет он. По словам чиновника, эта поправка тоже поступила от бизнес-сообщества.

Зато об увеличении штрафов, по рассказам участников встречи, бизнесмены с чиновниками не говорили. Между тем поправки в КоАП, предусматривающие высокие штрафы, не переписывались. Избежать наказания можно, если сообщить ФАС о сговоре, прекратить в нем участвовать и предоставить антимонопольщикам улики для возбуждения дела (деятельное раскаяние). “Странно, что поправкам в КоАП не уделили внимания [на последней встрече]”, – удивляется старший менеджер Магнитогорского металлургического комбината Василий Варёнов. Как говорится в документах, которые были подготовлены ММК к упомянутой встрече, поправку о деятельном раскаянии надо исключить из проекта, поскольку она не устанавливает временных границ для выхода из ценового соглашения и качественного состава улик.

По словам источника в Минэкономразвития, проекты нового закона о конкуренции и поправок к КоАП после окончательного согласования должны быть внесены правительством в Думу в конце недели. Госдума наверняка рассмотрит их в первом чтении до конца весенней сессии, говорит председатель комитета по экономической политике Валерий Драганов.