ДОХОДНОЕ МЕСТО: Магазин за околицей


Cтроить рядом с коттеджными поселками крупные ТРЦ или бизнес-центры пока не слишком выгодно – число потребителей товаров и услуг ограниченно, считают консультанты рынка коммерческой недвижимости. Хотя есть места, где объекты коммерческой недвижимости, призванные разнообразить жизнь владельцев загородных домов, могут быть вполне успешными. Все же эксперты коммерческой недвижимости с осторожностью относятся к идеям девелоперов загородных поселков создавать коммерческие объекты (особенно офисные, к ритейлу менее настороженное отношение) на традиционно “жилых” загородных направлениях. Об этом говорят, например, в компаниях Jones Lang LaSalle и ABN Realty.

Среди параметров, определяющих популярность тех или иных направлений для возведения объектов коммерческой недвижимости, в Swiss Realty Group отметили, во-первых, степень обжитости и, во-вторых, качество трассы. “И для торговых, и для офисных центров привлекательны те дороги, которые проходят через города – спутники столицы. Главные дороги и федеральные трассы имеют явные преимущества для развития по сравнению с тупиковыми”, – говорит директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев. С этой точки зрения, по его мнению, Дмитровское шоссе с его яхт-клубами, горнолыжными базами, коттеджными поселками, населенными пунктами является перспективным загородным направлением для создания как торгово-развлекательных, так и торгово-офисных объектов. Хороший потенциал у минского, ярославского и новорижского направлений. А на северо-западе лидером по числу существующих объектов коммерческой недвижимости, прежде всего торговых, является Ленинградское шоссе. Неплохие перспективы у киевского и новорязанского направлений. А вот чрезвычайно востребованные под коттеджное строительство направления, считают в компании, подчас совершенно неперспективны для строительства объектов коммерческой недвижимости. Это касается, например, самого престижного и самого дорогого по цене на землю Рублево-Успенского шоссе.

Но движение магазинов к потребителю за город неизбежно. Торговые, развлекательные, офисные объекты появляются и будут появляться там, где активно ведется поселковое строительство, вслед за ним, уверены большинство операторов загородного рынка. Тем более что не все земли в Подмосковье подходят для индивидуального жилищного строительства. По мнению Андрея Мажарова, генерального директора компании “Терра-Недвижимость”, участки рядом с дорогой за пределами коттеджных поселков наиболее выгодны для возведения инфраструктурных объектов.

Вторая волна

Коттеджное строительство в Подмосковье ведется столь активно, что на отдельных направлениях потенциальным обитателям новых поселков вскоре будет остро не хватать объектов инфраструктуры (торгово-развлекательных, офисных центров и проч.), считают участники загородного рынка. Сергей Храмов, директор по развитию компании 4 Rent Estate, отмечает, что потребность в локальных торговых центрах, которые находились бы максимум в 15–20 минутах езды на машине от коттеджных поселков, ощущается достаточно остро. И даже рублево-успенское направление, несмотря на развитость местной инфраструктуры, нуждается в дополнительных объектах коммерческой недвижимости. По оценке Храмова, в случае с Рублевским шоссе доля земельных участков под коммерческую застройку составляет всего около 2–3%.

Правда, Александр Дьяченко, управляющий партнер компании “Усадьба” и житель Рублевки, считает, что говорить о нехватке чего-либо на Рублево-Успенском шоссе не приходится, но для других направлений проблема неразвитости инфраструктуры досуга и шопинга актуальна.

Строительство объектов досуговой инфраструктуры, рассчитанной на потребителей товаров и услуг класса премиум, по мнению экспертов, целесообразно на новорижском, калужском, киевском, т. е. традиционно “жилых” направлениях. “Это самые дорогие направления, и там живет публика, которая больше всего потребляет товаров и развлечений”, – поясняет Дьяченко. Транзитные Ленинградское, Волгоградское, Ярославское шоссе больше подходят для возведения коммерческих объектов, рассчитанных на массового покупателя. Гораздо важнее близости к поселкам для таких объектов является близость к оживленной трассе. Не случайно наиболее крупные торгово-развлекательные комплексы, такие как “Мега”, Auchan, расположены в непосредственной близости от МКАД и все-таки больше ориентированы на москвича, следующего по МКАД.

“Для каждого загородного направления необходимо создание единого центра инфраструктуры с просчитанным набором опций, расположение которого удовлетворяло бы подавляющее большинство проживающих, – считает Андрей Патрушев, PR-директор компании Knight Frank. – При грамотной консалтинговой поддержке и создании интересного проекта в зоне до 5 км от МКАД в непосредственной близости от шоссе легче привлечь арендаторов из числа сетевиков, которые достаточно осторожно идут за город. Более того, исследования показывают, что магазины даже самых раскрученных торговых марок в престижнейших местах загорода не могут похвастаться оборотами, характерными для столицы. Если же такой центр инфраструктуры сможет привлечь дополнительный процент покупателей, это позволит увеличить обороты потенциальных арендаторов”.

“Сетевикам уже тесновато в Москве, и некоторые из них активно двигаются за город”, – отмечает генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Например, один “Перекресток” уже работает в “Горках-2”, другой планируется открыть в “Горках-10”. Но управлять ТРЦ, число посетителей которого ограничено жителями одного поселка (или даже нескольких), сетевикам не интересно. “3–5 лет должно пройти, пока в загородных поселках будет жить достаточно людей, чтобы арендаторы торговых центров за городом получали неплохой доход”, – говорит заместитель директора компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева. Жители близлежащих городов, деревень – это люди совсем иного уровня покупательской способности. “А рассчитывать, что кто-то

специально поедет из Москвы в торговый комплекс на Рублевке, по меньшей мере нецелесообразно, если, конечно, это не проект уровня “Меги” или некий объект в единственном числе, предлагающий не имеющие аналогов услуги. Для всего остального существует центр города”, – добавляет Патрушев.

Сергей Пушкин, руководитель департамента загородной недвижимости компании “Новое качество”, делит ближнее Подмосковье на две части – западную и восточную. “В западной части Подмосковья обязательно будет вестись (и уже активно ведется) строительство инфраструктуры. Наибольшее развитие ждет Красногорский, Химкинский, Солнечногорский и Одинцовский районы Подмосковья”, – говорит он. А вот восточная часть, по мнению Пушкина, будет застраиваться поселками экономкласса и активного развития инфраструктуры там не предвидится. Недостаток инфраструктуры в этих районах будет ощущаться, но смысла ее расширять там пока нет: покупатели домов нижнего ценового сегмента – не самая интересная потребительская аудитория.

“Качество и развитость инфраструктуры должны соответствовать классу поселка, – Анжелика Быльская, директор департамента загородной недвижимости Vesco Realty, придерживается той же точки зрения. – На востоке, юге области для поселков экономкласса в ценовой категории $100 000–200 000 за дом в лучшем случае внутри поселка находится минимальное количество инфраструктуры, а в худшем молоко надо покупать в продуктовом [магазине] в одной из ближайших деревень”.

Рублевский оазис

Справочник с полезными адресами Рублевки занимает 50 страниц формата А5. В этом оазисе загородной жизни есть банки, загс и налоговая инспекция, а также бани-сауны, рестораны, торговые центры (в том числе “Перекресток” в “Горках-2”) и бутики (парфюмерия, ювелирка, белье, антиквариат) в Жуковке, салоны связи, цветов, красоты и даже музеи и храмы (для души).

А по данным 4 Rent Estate, в ближайшее время на Рублевке планируется открытие около девяти торговых центров и 10 ресторанов. Из новых проектов – на пересечении Рублевки с Подушкинским шоссе построен торговый центр Dream House общей площадью около 13 000 кв. м, рядом с Барвихой начато строительство Luxuri Village. По словам Юлии Никуличевой, компания Mercury, начавшая строительство этой “деревни бутиков”, обогнала других девелоперов, желающих открыть на рублево-успенском направлении магазины дорогих марок,

поскольку Рублевка считается золотым дном. Сама Никуличева, впрочем, в этом не уверена.

Что касается бизнес-центров, то в зоне коттеджной застройки они не будут востребованы, считают в Swiss Realty Group. С другой стороны, поскольку многие руководители компаний живут на Рублевке или Новой Риге, офисы все же могут быть востребованы, но не надо забывать, что большинство сотрудников компаний живут все-таки в Москве, напоминает Юлия Никуличева. Как минимум необходимо организовывать бесплатный трансфер от ближайшего метро, и чтобы дорога занимала не более 20 минут.

Владельцы “Вимм-Билль-Данна” Давид Якобашвили и Гавриил Юшваев планируют построить неподалеку от Рублевского шоссе горнолыжный комплекс стоимостью $60–70 млн, а также бизнес-центр площадью 22 000 кв. м и торговый комплекс площадью 25 000 кв. м в деревне Усово (затраты на них составят около $52 млн). Учитывая, что на Рублевке практически нет офисов и в строящемся офисно-деловом центре в Барвихе все площади уже сданы в аренду, перспективы у офисного проекта хорошие, заявил “Ведомостям” управляющий директор Zeta Realty Максим Ардеев.

Компания “С-Холдинг” сейчас проектирует многофункциональный торгово-бытовой и культурно-развлекательный центр в селе Успенское Одинцовского района. На пересечении Рублево-Успенского шоссе и проезда Шмидта на площади 1,18 га будет построено в общей сложности 28 000 кв. м площадей (два наземных и один подземный этаж).

“Когда я выбирал себе направление для загородного дома, то чуть ли не в первую очередь обращал внимание на инфраструктуру. И пришел к выводу, что ни один поселок не может сравниться с Жуковкой на Рублево-Успенском шоссе, – рассказывает Александр Дьяченко. – Если сейчас меня лишить всей той инфраструктуры, что есть в Жуковке, я почувствую себя некомфортно”.

Инфраструктурное богатство рублево-успенского направления облегчает задачу девелоперам поселков, отмечает Андрей Мажаров, генеральный директор компании “Терра-Недвижимость”. “Поселок может быть самодостаточным и без боулингов, полей для гольфа, если все это уже есть поблизости. При существующей богатой инфраструктуре Рублевки, сконцентрированной в основном в районе Жуковки, возводить альтернативные объекты в своем поселке не имеет никакого смысла. Все равно весь народ будет стекаться в Жуковку, – говорит Анжелика Быльская. – Напротив, преступно делать богатую инфраструктуру в коттеджном поселке только потому, что “так надо” или модно. В то же время наличие минимальной инфраструктуры (детской площадки, магазина) необходимо в любом поселке – от экономкласса до класса de luxe”.

Но “никакой поселок не сможет обеспечить коммерческой окупаемости объектов инфраструктуры. Поэтому застройщик либо вынужден перекладывать содержание инфраструктуры на жителей поселка, либо сам должен покрывать убытки”, говорит Мажаров. По его мнению, единственная возможность добиться коммерческого успеха для объектов инфраструктуры – ориентировать их на жителей сразу нескольких поселков. Но для этого месторасположение такого комплекса должно быть исключительно удачным с точки зрения транспортной доступности.

Кто на новенького

На новорижском направлении на сегодняшний день практически не существует инфраструктурных комплексов высокого уровня, но идет крупномасштабное строительство, сообщил Андрей Мажаров. Например, рядом с поселком “Павлово” (14 км от МКАД) возводится “Павлово-Подворье”. На 17 га расположатся фитнес-клуб World Class, боулинг Cosmik, заведения сетей Il Patio и “Кофе Хаус”. “Недостаточное количество инфраструктурных объектов у большинства соседних поселков на этом направлении, а также близость “Павлово” к гольф-клубу Moscow Country Club в Нахабине позволяют прогнозировать высокую рентабельность этого торгово-развлекательного центра. Появление комплекса станет импульсом для развития всего новорижского направления”, – считает Мажаров.

Компания “Инком-Недвижимость” намерена на участке около 8 га рядом с поселками “Риверсайд”, “Шервуд” и еще одним планируемым поселком на 300 домов (30 км по Новой Риге) создать общественный центр, в котором, по словам Алексея Коротких, руководителя отдела продаж департамента реализации “Инком-Недвижимости”, будет представлен максимально возможный набор объектов торговой и досуговой инфраструктуры. Пока концепция центра в разработке, но предварительно в компании сообщили, что часть объектов построят самостоятельно, хотя в основном будут продавать инвесторам участки под застройку объектами коммерческой недвижимости. Сотка земли, переведенной из сельхозназначения под ИЖС, в этом месте оценивается как минимум в $5000. Через пять лет, когда Новая Рига будет заселена, спрос на магазины и развлечения вполне окупит проект, который как раз завершится, уверены в “Инкоме”.

Кроме того, крупные землевладельцы планируют строить в Подмосковье если не целые города, то во всяком случае крупные районы, которые невозможны без качественных, современных и довольно крупных объектов коммерческой недвижимости, отмечает Георгий Дзагуров. Наиболее впечатляющий пример, который приводят все эксперты, – проект компании “Нафта-Москва”. На 430 га в районе Новорижского шоссе планируется за пять лет возвести 2,7 млн кв. м элитного жилья и полный комплекс инфраструктуры (развлекательные центры, рестораны, магазины, бизнес-центры, кинотеатры и т. д.). Объем инвестиций оценивается в $3 млрд.

“С развитием рынка коммерческой недвижимости и ухудшением транспортной обстановки в Москве и области потребители все меньше желают ездить в магазин за тридевять земель, поэтому движение неспециализированных торговых центров к потребителю неизбежно, – уверен Дзагуров. – Строительство коммерческой недвижимости за пределами Москвы в целом эффективно, если правильно определены параметры проекта. Это перспективная сфера деятельности и с точки зрения консалтинга, и с точки зрения традиционного риэлторского бизнеса”. Но, по оценке Дзагурова, при строительстве высокотехнологичного современного торгового центра вряд ли стоит рассчитывать на срок окупаемости менее пяти лет. Другие эксперты в основном согласны с такой оценкой. “У объектов коммерческой недвижимости более долгий срок окупаемости (чем у жилых загородных объектов). Случаи быстрого возврата средств, конечно, бывают, но это скорее исключение, чем правило”, – говорит Сергей Храмов.

Рынок коммерческой недвижимости Подмосковья как таковой еще не сформировался, в эксплуатацию вводятся единичные крупные объекты, отмечает Михаил Гец, руководитель департамента коммерческой недвижимости Blackwood. Аналитики загородной недвижимости Blackwood оценивают рентабельность строительных проектов коммерческой недвижимости в 18–20%.

Конечно, определенный набор инфраструктуры необходим и востребован практически на каждом шоссе, но следует учитывать огромное количество параметров, добавляет Андрей Патрушев. Например, строительство оздоровительного центра на Калужском шоссе может не окупиться, поскольку на этом направлении сосредоточено большое количество пансионатов, инфраструктурой которых с удовольствием пользуются жители близлежащих поселков. Перспективы строительства более-менее крупного торгового центра также туманны – его посетителей скорее всего перехватит “Мега”.

“Если в черте города практически любой объект находится на пересечении людских потоков и притягивает ту или иную часть потенциальных покупателей, то за МКАД в случае выбора неудачной площадки торговый центр, например, может просто не увидеть своих покупателей”, – предупреждает Патрушев.

Торговля отдельно, поселок отдельно

Магазины, рестораны, фитнес-центры внутри поселков не слишком интересны как бизнес. “Если эти объекты являются общедоступными, их эксплуатация приносит доход гораздо выше, нежели с ограниченным контингентом клиентов”, – говорит Светлана Кондачкова, руководитель направления загородной недвижимости “Корпорации МИАН”.

Тогда как девелоперам важна доходность вложений, для жителей, подчеркивает Анжелика Быльская, важны удобства, а находятся ли они в поселке или поблизости, их не очень волнует.

Но вот эксплуатационные расходы на избыточную инфраструктуру вряд ли оставят покупателя дома в поселке равнодушным, говорят риэлторы. По данным компании Blackwood, ежемесячно типовой набор объектов инфраструктуры обходится жителям поселков экономкласса в $200–300, бизнес-класса – в $300–500, элитных поселков – от $500 и выше. “Даже построив небольшой ресторан на территории поселка, застройщики повышают эксплуатационные расходы на сумму около $300–400 в месяц, ведь он будет доступен только узкому кругу жителей и гостей поселка. Бассейн, ресторан, несколько кортов, тренажерный зал и детская площадка могут обходиться в $1000 в месяц”, – добавляет Андрей Мажаров. По его словам, в “Горках-1” жители платят $1500 за коммунальные услуги и содержание инфраструктурного комплекса, в “Чигасово” аналогичные расходы составляют $1000, а в поселке Николино – $500 в месяц.

“Собственный “соцкультбыт” в поселках сказывается и на стоимости всего объекта, существенно повышая цену квадратного метра в поселке”, – напоминает директор департамента продаж управления загородной недвижимости компании “Миэль-Недвижимость” Сергей Касаткин. Но если речь идет об элитных поселках, претендующих на камерность, ни о какой открытости инфраструктуры и речи быть не может, уверен Сергей Пушкин.

Имеет значение и размер. “Для 10 домов возводить школы и ледовые дворцы необязательно, а вот для поселка на 200–250 домов, похожего на маленький город, в котором проживает около 1000 жителей, строить инфраструктуру можно по полной программе, даже не задумываясь о возможных рисках. Яркий пример – “Резиденции Бенилюкс”, – говорит Анжелика Быльская.

Однако Алена Мельникова, вице-президент по концептуальному развитию “Резиденций Бенилюкс”, заявила, что вся инфраструктура, сосредоточенная на территории “Амстердам” (включает в себя магазины, ресторан, фитнес-центр, SPA, данс-холл и даже театр-студию), находится за пределами частных владений и доступна всем желающим. Видимо, тем, кто окажется поблизости – на 17-м км Новорижского шоссе, учитывая, что от него к загородному комплексу ведет отдельная трасса, позволяющая миновать прочие населенные пункты. Затраты на создание этой части загородного жилого комплекса Мельникова оценила в $20 млн. “Наши жители не будут вносить никакой платы за содержание инфраструктуры, оплачиваться будут непосредственно услуги и клубные карты”, – сообщила она. Управлять инфраструктурным богатством “Резиденций” планируется привлечь лидеров рынка, но кто это будет конкретно, Мельникова не уточнила, сказав лишь, что идут переговоры.

Руководитель пресс-службы холдинга “Капитал Груп” Катерина Семихатова рассказала, что в поселке “Барвиха Хилз” (это первый проект коттеджного поселка компании) фитнес- и SPA-центр с рестораном, детским досуговым центром, магазином будет находиться при въезде в комплекс, что позволит, не нарушая внутреннюю жизнь поселка, сделать его доступным как для жителей, так и для гостей.

На берегу Клязьменского водохранилища строится поселок “Паллада-Сити”. Девелоперы запланировали создание на участке между жилой зоной поселка и Дмитровским шоссе многофункционального торгового комплекса площадью 33 000 кв. м, в котором планируется разместить супермаркет, многоярусный паркинг, двухуровневый молл с магазинами, ресторанами, кафе и, возможно, роллердромом и кинозалом. По словам Валерия Баркова, заместителя генерального директора компании “Паллада-Сити”, помимо обеспечения обитателей поселка необходимыми товарами и услугами ТК призван выполнять роль одновременно шумозащитного щита и архитектурной визитной карточки поселка. Он будет доступен как жителям “Паллада-Сити”, так и всем, кто проезжает по Дмитровскому шоссе, так как участок расположен в пределах удобных транспортных развязок. Собственно жилая зона будет закрытой, отделенной от территории торгового комплекса. Внутри поселка планируются собственный небольшой (2000 кв. м) досуговый центр с бассейном, детский сад и начальная школа. С воды поселок будет “представлять” яхт-клуб, также открытый для гостей.

Для финансирования строительства ТК в компании планируют привлечь инвестора, оператора, который мог бы разработать эффективную для себя концепцию торгового центра и в дальнейшем управлять им. По словам Баркова, местоположение комплекса на 7-м км Дмитровского шоссе вызывает интерес у ведущих операторов крупных торговых сетей. Все торговые объекты на Дмитровке сконцентрированы у МКАД либо у горнолыжных парков (более 40 км от МКАД). Поэтому планируемый у “Паллады” торговый комплекс будет удобен для тех, кто едет в “Волен”, “Яхрому” или “Сорочаны”, в поселок “Зеленый мыс” и другие поселки на водохранилищах. Андрей Патрушев также считает, что на Дмитровском шоссе создана критическая масса поселков, предполагающая создание развитой сети объектов инфраструктуры.

По затратам же практически нет разницы, строить объект в поселке или за его пределами. По данным Vesco Realty, торговый комплекс площадью 1000 кв. м обойдется в $1–1,5 млн, фитнес-центр площадью 200 кв. м – в $120 000–150 000. По информации “Ведомостей”, владельцы ВБД инвестируют около $10 млн в строительство фитнес-центра площадью 7200 кв. м на территории находящегося неподалеку агрокомплекса “Горки-2” (там же они планируют построить жилой комплекс площадью 40 000 кв. м, вложив около $30 млн).

“Если инфраструктура создается на территории поселка, то уровень расходов инвестора может быть ниже. В частности, расходы на покупку и оформление земельного участка, подведение коммуникаций, обустройство территории и организацию подъездных дорог разбиваются на весь поселок, и здесь возможна экономия за счет масштаба. В любом случае решение о выносе инфраструктуры принимается исходя из анализа местоположения и окружения поселка”, – констатирует Марина Маркарова, управляющий директор Blackwood.

Например, в 38 км от Москвы между Калужским и Симферопольским шоссе на 14 га в лесном массиве “Парк Групп” планирует построить загородный курорт “Витро Вилладж”, вложив $12 млн. Инфраструктура “Витро Вилладж” будет включать в себя школу, детский городок, физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом, SPA, несколько ресторанов, спортплощадки, поле для мини-гольфа и теннисные корты, два бассейна, салон красоты, солярий, кинозал, магазин и многое другое. Генеральный директор “Парк Групп” Сергей Фоменков сказал, что при разработке плана проекта комплекса обсуждалась возможность разделения территории на две части: жилую, доступную только владельцам апартаментов, и общедоступную инфраструктурную. Но в итоге курорт, удаленный от других жилых объектов, определили как замкнутую систему, доступную для владельцев апартаментов и их гостей (для них предназначена гостиница).

По оценкам экспертов из Vesco Realty, полноценной инфраструктурой обладает 45–50% поселков бизнес-класса и элитных. В МИАНе и “Миэле” строже подходят к оценке: по данным этих компаний, не более 10–15% представленных на рынке поселков предполагают наличие необходимой и достаточной инфраструктуры. “Часто на этапе проектирования поселков закладывается достаточно серьезный комплекс услуг, но на этапе реализации, к сожалению, планы не всегда выполняются”, – говорит Светлана Кондачкова. “Бывает, что участки, которые первоначально предполагались под инфраструктуру, отдаются под жилую застройку, – рассказывает Мажаров. – В самом деле, какой смысл строить инфраструктуру, которая будет нерентабельна, когда все участки в поселке уже проданы и необходимости в дополнительной рекламе нет?”

Сергей Храмов приводит пример поселка “Шавелкино” (16 км от МКАД по Щелковскому шоссе), где нет никакой инфраструктуры. “Девелопер (Guild Croup) изначально планировал построить там несколько магазинов и кафе, однако отказался от этой идеи. “Шавелкино” – небольшой клубный поселок, в нем 25 домов стоимостью от $100 000 до $350 000, и девелопер счел, что лучше построить на участке еще один дом. Все необходимое жители поселка могут купить по дороге домой из Москвы в двух гипермаркетах. И это не единственный случай, когда девелоперы и покупатели, опасаясь высокой цены за эксплуатацию инфраструктуры, стараются свести ее к минимуму, – рассказывает он. – На Дмитровском шоссе в районе озера Круглое планировалось строительство многофункционального комплекса, но эти планы так и остались нереализованными. Теперь там участки с постройками продают под строительство отдельных объектов инфраструктуры”.

Но если в непосредственной близости от поселка находится пансионат с аквапарком, которым могут пользоваться и жители поселка, то в 99% случаев инвесторы будут говорить об аквапарке как о неотъемлемой части поселка, говорит Анжелика Быльская. “Что касается инвесторов, – считает она, – то они вряд ли задумываются об окрестных жителях, их скорее волнуют доходность и целесообразность возведения тех или иных объектов инфраструктуры в собственном поселке. В возведении различных объектов инфраструктуры в непосредственной близости от коттеджных поселков заинтересованы всевозможные ритейлоры, сети фитнес-центров, салонов красоты, нацеленные на кошельки местных толстосумов”.

Однако главный архитектор “Паллада-Сити” Артемий Аввакумов отмечает: объекты инфраструктуры должны “работать” не только на жителей поселка. Это облегчает задачу оператору и управляющей компании, а также ускоряет процесс согласования всего проекта с местными властями. Власти города и области понимают, что реализация такого проекта означает расширение инфраструктуры района, повышение его привлекательности для других инвесторов, создание новых рабочих мест.