Невский Детройт


Немецко-американский концерн впервые признался, что хочет построить в России завод по производству легковых автомобилей Mercedes, в ноябре прошлого года. А на прошлой неделе председатель Восточного комитета немецкой экономики и советник президента DaimlerChrysler Клаус Мангольд заявил, что такое решение может быть принято в ближайшее время.

Новый завод будет построен в Санкт-Петербурге, говорит сотрудник Минэкономразвития. Он обойдется DaimlerChrysler более чем в $100 млн, рассказала “Ведомостям” заместитель полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева. Точную сумму инвестиций и мощность предприятия она назвать отказалась. Сотрудник пресс-службы концерна Штефан Юри подтвердил, что DaimlerChrysler ведет переговоры об открытии завода в России. Говорить о деталях проекта он отказался. А Мангольд говорил, что сначала предполагается открытие сборочного производства из иностранных комплектующих, затем создание промышленной инфраструктуры, в частности окрасочного производства, а заключительным этапом станет промышленное производство автомобилей.

Чиновник в петербургской администрации подтвердил, что Смольный вел переговоры с DaimlerChrysler. Однако концерн пока не определился ни с участком под будущий завод, ни со сроками принятия этого решения, утверждает он.

У Северной столицы есть шанс стать российским Детройтом. До конца месяца Toyota может подписать с городской администрацией и Минэкономразвития протокол о намерениях организовать здесь свое производство. Первоначальный объем производства составит 25 000 машин в год. Чуть больше – около 35 000 автомобилей в год – выпускает и завод Ford, который открылся в 2002 г. во Всеволожске под Петербургом.

Руководитель комитета по техническому регулированию Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин полагает, что DaimlerChrysler на первом этапе может построить сборочное производство мощностью около 20 000 автомобилей в год. Полное производство обойдется концерну в $300–400 млн, говорит Коровкин.

Петербург является идеальным местом для строительства автомобильного завода, убежден Коровкин. “Через петербургский порт можно ввозить комплектующие, укоротив их путь до завода”, – говорит эксперт. По его словам, производители комплектующих не сразу потянутся вслед за автоконцерном. Чтобы их производство было рентабельным, завод должен выпускать не менее 100 000 автомобилей, говорит Коровкин. В России есть только четыре региона для выгодного расположения автопроизводств – Санкт-Петербург, Ленинградская область, Москва и Московская область, констатирует Вячеслав Смольянинов из “УралСиба”. По его мнению, преимущества Петербурга и Ленинградской области в том, что они ближе к морскому порту и границе с ЕС. “Зато Москва и область ближе к потребителю”, – говорит он. Московская область не считает, что хоть в чем-то уступает Ленинградской по инвестиционной привлекательности. В прошлом году регион получил $1,8 млрд иностранных инвестиций, напоминает министр печати и информации Мособласти Андрей Барковский. “И насколько мне известно, ни Toyota, ни Volkswagen окончательного решения еще не приняли, они продолжают переговоры и с Московской областью”, – замечает он.

Аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев советует DaimlerChrysler собирать самые популярные в России модели Mercedes С- и E-класса. По прогнозу Нуштаева, к 2010 г. немецкий концерн сможет продавать в России около 30 000 автомобилей в год. По его данным, в 2004 г. в России продано около 7000 Mercedes. Даже по пессимистичному прогнозу, в России в 2010 г. будет произведено не менее 500 000 иномарок по лицензии или местными производствами автоконцернов, говорит Смольянинов.