“Нику” потеряли в капусте


Бурный рост российского кинематографа пока не привел к возникновению ситуации, при которой фильмы начали бы соревноваться за премии. Это премии, полыхающие костры учредительских амбиций, соревнуются за фильмы. И почтенный возраст в этой гонке дополнительных очков не прибавляет.

Основные претенденты на “Нику” и “Золотого орла” (руководимого Никитой Михалковым) почти совпали – “Свои” Дмитрия Месхиева (отличный фильм, к сожалению, проваленный в прокате), “Водитель для Веры” Павла Чухрая (фаворит аудитории, не посещавшей кинотеатры с 1984 г.) и “Мой сводный брат Франкенштейн” Валерия Тодоровского (единственная в нашем новом кино попытка нащупать болевые точки текущего момента). Единственное отличие – главного лауреата “Орла”, Владимира Хотиненко, с картиной “72 метра” в основных номинациях “Ники” не было, зато была Кира Муратова со своим великолепным “Настройщиком” (попавшим, правда, в шорт-лист еще до официального выхода в кинопрокат).

Впрочем, кропотливая сверка номинационных списков вряд ли занимает простых зрителей, внимания которых вроде бы добиваются руководители конкурирующих академий. Если вы хотите состязаться с “Оскаром” (а основатель академии “Ника” Юлий Гусман не скрывает, что хочет), но кинопроцесс этого пока не позволяет, то покажите публике хотя бы шоу. Увы, эстетически и драматургически “Ника” по-прежнему остается в тех временах, когда сценарии мероприятия придумывались в ресторане Дома кино, а смокингов в костюмерной “Мосфильма” не хватало на всех номинантов.

Идеологи “Ники” не желают слушать критику. Говоришь им: “Уровень проведения церемонии не соответствует вашим притязаниям на статус главной российской кинопремии”. Они отвечают: “Сколько вам заплатил Михалков?”

Никто же не задает академикам неразрешимых, но упрямо возникающих вопросов общефилософского характера. Например – почему в стране, где есть Чечня, в документальной (т. е. самой злободневной) номинации побеждает фильм о Марине Цветаевой? Нет, вопросы чисто технические. Почему ваша Вупи, так сказать, Голдберг – Любовь Полищук – читает текст по бумажке, ни разу не обратив взгляда в телекамеру? Потому что лень было учить или потому что сценарий написали в последнюю минуту? И почему вторая ведущая, Лиза Боярская, осуществляет конферанс при помощи фраз: “Честно говоря, я не знаю, что говорить”? И как можно в 2005 г. показывать по телеканалу НТВ “Кинокапустник” (бог с ним, что не смешной), смонтированный так, как будто персональный компьютер еще не изобрели? И почему вы чувствуете себя прекрасно, а смущение за вас испытывает зритель перед телевизором?

Пока “Ника” была в поле единственным воином, при определенных усилиях на ее доморощенность можно было смотреть с умилением. Но “Оскар” теперь регулярно транслируют по нашему телевидению, и “Орел” (что бы кто ни думал про Никиту Михалкова) к американскому образцу подошел намного ближе.

Никто не желает смерти “Нике”. Но лошадь на сцене, Николай Басков в папахе, отдающие блатной лирикой пылкие комплименты номинанткам (“ради этой женщины я готов на все!”) и несмешные шутки, зачитанные с листа, являются дурным тоном не потому, что кому-то заплатил Михалков, а потому, что существуют требования к продукту. Продукт под названием “церемония вручения премии “Ника” современным требованиям по-прежнему не отвечает.