ОРИЕНТИРЫ: IPO нам поможет


Первыми в торговом секторе на биржу стали выходить ритейлоры, такие активные и большие сетевые операторы, как “Седьмой континент”, или торговые компании “ГУМ”, “ЦУМ” (биржа РТС). Выпуск и размещение ценных бумаг – предприятие дорогостоящее и рисковое. В секторе ритейла позволить себе это могут компании, годовые обороты которых достигают как минимум $100 млн. Чтобы привлечь серьезных инвесторов, надо выходить на биржу с 10–25% акций. Так как в последние несколько лет рынок розничной торговли России находится в очень благоприятных условиях и увеличил обороты в 2004 г. на 12,1% (до $202 млрд) в сравнении с 2003 г., на нем стали появляться сильные игроки. Первым IPO провел “Седьмой континент”, продав 13% акций осенью прошлого года за $80 млн. Его примеру совсем скоро обещают последовать “Пятерочка”, “Магнит”, “Перекресток”, “Копейка”. Для рынка торговой недвижимости это важный сигнал, который означает, что разрастающимся сетевикам могут потребоваться новые просторные площади для торговли.

Сами по себе компании рынка коммерческой недвижимости до IPO в большинстве случаев еще не доросли. Сектор торговых помещений небольшой и развивающийся, девелоперских или строительных компаний с оборотом $100 млн здесь найдется немного. Если только это не подразделения масштабных инвестиционных холдингов и структур, подобных АФК “Система”, в которую входит девелоперская организация “Система-Галс”, или “СТ Групп”, подразделением которой является Московская девелоперская компания, или крупные компании, работающие в секторе торговли и объединяющие в себе и купцов, и строителей, как “Мосмарт”. Компании, занимающиеся только недвижимостью, имеют не такие высокие доходы. Например, оборот консалтинговых агентств – $15–20 млн в год. Это относится в том числе к признанным лидерам сектора. Разве что только такие корпорации, как Mirax Group (строит башню “Федерация” в ММДЦ “Москва-Сити”), говорят о своем годовом обороте в $300–400 млн.

От проведения ритейлорами IPO во многом зависят их дальнейшая судьба и будущее рынка: капитализация компании увеличивается после успешной продажи ценных бумаг, полученные от размещения средства можно направлять на развитие, покупку и строительство недвижимости, в том числе на возведение новых торговых центров. Для компании размещение ценных бумаг на бирже – это дополнительные источники дохода, повышение ее ликвидности, новое имя, авторитет, в общем, успех в дальнейшей работе. Например, капитализация ОАО “Седьмой континент” сейчас составляет примерно $700 млн – почти вдвое больше, чем в прошлом году.

Полученные от продажи ценных бумаг средства компания может вложить и в региональные проекты. Но еще чаще происходит наоборот: перед тем как выйти на биржу, холдинги начинают расширять географию своего присутствия. Чем компания крупнее и чем больше у нее объектов и проектов в разных регионах, тем ее оценка на бирже будет выше. Так что если та или иная подающая надежды организация начинает активную экспансию в регионы, создает холдинги или франчайзинговые отделения, вполне возможно, что она готовится к выходу на биржу. Известно, что в последнее время многие ритейлоры разрабатывают стратегии по освоению городов России. Это те же “Мосмарт”, “Перекресток”, “Пятерочка”. Привлекательны для них Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Волгоград, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Уфа, Самара.

За крупными сетевиками будут подтягиваться и те, кто поменьше. Все они подготавливают для себя почву. Некоторые собираются идти дальше, за пределы России. Например, завоевывать авторитет в европейских деловых кругах. Но для выхода, допустим, на Лондонскую биржу нужно еще большее количество средств. У “Пятерочки” оборот в 2004 г. достиг $1,59 млрд, у “Магнита” – $997 млн. Последним уже заинтересовались такие серьезные британские инвесторы, как Peninsula Capital Management или Roxburgh Capital. У “Перекрестка” еще нет оборота в $1 млрд. Но компания собирается его достичь уже в этом году и в 2006 г. стать публичной. Правда, некоторые эксперты считают, что привлекать внимание зарубежных инвесторов россиянам пока не так важно. Еще не все позиции заняли отечественные компании на собственном рынке, в регионах только начался первичный раздел сфер влияния. С другой стороны, приход в Россию зарубежных конкурентов оживит рынок и поспособствует скорейшему его становлению.