ПРАВИЛА ИГРЫ: Употребление праздника


Москвичам намекают, что хорошо бы провести майские праздники за городом. А то на 60-летие Победы приедут главы зарубежных государств, будут парады, транспортные артерии перекроют, ну зачем вам эта давка и неразбериха? Москва готовится как будто не к общенародному празднику, а в первую очередь к приему зарубежных делегаций. Тема юбилея попеременно становится поводом выяснить внешнеполитические отношения со странами Балтии, с Польшей, с Украиной, с Западной Европой, с США. Поводом официально провозгласить новую историческую доктрину. Поводом пересмотреть и обновить официальную идеологию. Не вдаваясь в суть решаемых администрацией проблем, хотелось бы отметить: таким образом использовать для их решения юбилей Победы – в первую очередь большая неосторожность.

День Победы – единственный праздник в стране, который не только дорог большинству, но еще и никому не чужд. Ведь у нас каждое празднование сопровождается чьим-то недовольным ворчанием. Новый год с его весельем и обжорством неугоден православным: у них в это время пост. Поздравлением с Днем защитника Отечества можно здорово испортить настроение почти любому не служившему юноше. Восьмое марта неприятно продвинутым современным дамам, которые окрестили его “гинекологическим” праздником. Любимые молодежью валентинки клеймят за западный потребительский уклон. Седьмое ноября для одних праздник, для других – день скорби. На любой религиозный праздник найдутся умники с самыми нелепыми представлениями о его смысле и происхождении. Об официальных праздниках нового времени я уж и не говорю. И только 9 Мая объединяет всех. Празднуют, плачут, поздравляют стариков, вспоминают ушедших, выпивают дома, собираются на улицах, смотрят парад по телевизору, ну в самом крайнем случае – понимающе и с уважением молчат, пока празднуют другие. Это чувство общности, живое отношение к памяти той войны – само по себе большая ценность, с ним бы надо обращаться бережно.

В связи с подготовкой к 60-летию Победы стоит вспомнить, какой мощный удар по самосознанию горожан нанесло другое помпезное торжество – 300-летие Петербурга, в народе до сих пор называемое не иначе как “зоолетием”. В городе перед праздником ходили дикие слухи: например, что в дни торжеств в центр будут пускать только тех, кто там прописан, или что ГИБДД получила инструкцию изъять к праздникам 30 000 водительских прав, чтобы ограничить движение. Люди поняли, что праздник этот не для них, горожане на нем нежелательные гости, которым лучше бы убраться на дачи и не путаться под ногами у начальства, которое занято приемом знатных иностранцев. Официальные “народные гуляния” состоялись с аншлагом, который даже привел к некоторой давке. А вот просто прохожих, которые сами по себе бродили бы по улицам, любуясь новым блеском и радуясь празднику, было откровенно мало, меньше, чем в обычный выходной, не говоря уже о рядовом Дне города. Люди все поняли и остались дома.

Надо знать, какое место дух города занимает в личной мифологии петербуржца, чтобы понять, насколько это отчуждение горожан от юбилея было, не побоюсь слова, травматично. После юбилея в народе резко пошли разговоры про “город умирает” да “месту сему быть пусту”. Было бы здорово извлечь из этого хоть какой-нибудь урок. Ставки-то сейчас повыше, чем в Петербурге.