ВДАЛИ: С мечтами робинзонов


Крошечный островок Западный Кайкос из карибского архипелага Теркс и Кайкос до сих пор оставался совершенно необитаемым. Теперь британские девелоперы хотят построить здесь отель класса люкс в сочетании со всей необходимой инфраструктурой и при этом сохранить природу острова в первозданной чистоте. И даже туристов, которые пожелают сюда приехать, будут подвергать тщательному отбору.

Дэвид Хартшорн останавливается на площадке, расположенной на высоте около 3 м над сухими зарослями низкого кустарника. Перед ним расстилается морская гладь ярко-бирюзового цвета. “На этом месте будет холл гостиницы”, – говорит Хартшорн.

Неподалеку от площадки – гнездо морского орла. Большая птица не улетает отсюда, несмотря на то что бульдозеры работают совсем рядом. Правда, само гнездо отгорожено от строительства высоким забором, и рабочие, занятые сооружением стоянки для океанских яхт, стараются орла не беспокоить. Согнать эту птицу с обжитого места – все равно что убить курицу, которая несет золотые яйца.

Хартшорн – британский девелопер, который руководит сейчас работой над проектом стоимостью $700–800 млн. На самом маленьком и самом западном островке Карибского архипелага Теркс и Кайкос развернуто грандиозное строительство. “Мы надеемся, что нам удастся построить здесь 5-звездочный отель Robinson Crusoe”, – говорит Хартшорн. До сих пор Западный Кайкос был необитаемым.

Проект предусматривает строительство морской “деревни”, которая будет располагаться вокруг искусственной гавани. По соседству с деревней раскинется курорт-SPA и отель на 60 кондоминиумов и коттеджей, который должен открыться в 2007 г. Кроме того, вдоль длинной береговой линии будет построено еще три “поселения” в общей сложности на 120 вилл класса люкс. Управлять этим хозяйством будет компания Ritz Carlton. На реализацию проекта отводится от 10 до 12 лет, а цены будут колебаться в диапазоне от $650 000 за апартаменты до $5–10 млн за виллу.

“Это одно из немногих мест на Карибах, где можно начинать с нуля, – рассказывает Хартшорн, – а ошибки, которые были допущены другими при реализации подобных проектов, мы учтем. Мы будем учиться на чужом опыте”.

Скажем, на острове, вся площадь которого составляет 22,3 кв. км, освоено будет менее 12% территории. Остальная часть окажется природным заповедником. Самым высоким сооружением острова станет четырехэтажное здание вышки для наблюдения за китами – во время миграции эти огромные животные проходят на расстоянии каких-то 100 м от острова. Все прочие сооружения будут невысокими, причем крыши их будут скрываться под древесными кронами. Аэропорт острова будет принимать только легкие самолеты, поскольку ученые предупредили: шум реактивных двигателей спугнет стаю фламинго, которая насчитывает около 200 птиц, облюбовавших для гнездовья местное озеро под названием Lake Catherine.

На острове не будет ни одного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Если у туристов или сотрудников возникнет потребность передвигаться быстрее, чем пешком, они смогут делать это на электромобилях. Искусственное освещение тоже будет сведено к минимуму.

“Мы постараемся создать здесь совершенно определенное сообщество, – рассказывает Хартшорн, который сам приехал на Карибы более 20 лет назад. – Скорее всего мы станем отбирать клиентов и тех, кто нам не подходит, принимать не будем. Мы собираемся не просто предлагать нашим гостям приключение по самому высокому разряду, за которое они платят немалые деньги. Речь о том, чтобы создать здесь вполне определенный стиль жизни”. И несмотря на то что этот проект – наиболее амбициозный из всех, предпринимавшихся когда-либо на архипелаге Теркс и Кайкос, его идея – это всего лишь один, хотя и самый яркий, пример перемен, которые начались здесь лет 30 назад, а в последние годы приняли особенно большие масштабы.

Чем привлекают туристов восемь крупных и еще 40 необитаемых островов архипелага – понятно. Карибское море пока остается здесь девственно чистым, а его воды населены самыми разнообразными морскими животными: экзотическими рыбами тропических морей, черепахами и дельфинами. Коралловый риф – третий по величине в мире, а его внешняя стена уходит отвесно вниз на глубину до 3500 м. Пляжи – из белоснежного тонкого песка, а погода почти круглый год ясная и солнечная.

До сих пор основная активность девелоперов ограничивалась самым большим островом архипелага – Провиденсом, он же Прово. Именно сюда съезжается более всего туристов, и именно здесь цены наиболее “горячие”. Небольшая студия рядом с пляжем стоит теперь минимум $280 000, а уж вилла у моря – до $4 млн, а то и дороже. На острове много кондоминиумов, которые чаще всего так или иначе связаны с отелями. Владелец апартаментов имеет право жить в них сам, но у него есть и другая возможность – внести свою квартиру в список помещений, которые предоставляются в аренду постояльцам отеля, и тогда получать с них доход порядка 6–8% от стоимости квартиры в год. Всякий, кто приобретает в собственность недвижимость на островах, обязан заплатить единовременный налог в размере 9,75% от размеров сделки и еще 1% в виде нотариального сбора. И все – больше никаких ежегодных выплат: ни налога на собственность, ни подоходного налога с аренды помещения, ни налога на прирост капитала.

Рон Олинджер был одним из первых девелоперов, кто сразу распознал потенциальные возможности архипелага Теркс и Кайкос. В 1986 г. он приехал сюда просто отдохнуть – с женой и детьми, которых у него семеро. “Гуляя по пляжу, – рассказывает он, – я обратил внимание, что прошел уже миль 10 и не встретил никого. Мне пришло в голову, что на свете немало людей, кто, как и я, любит такие пейзажи, но при том, как и я, не отказался бы от некоторого комфорта”.

Вернувшись домой в штат Делавэр, Олинджер продал все 17 принадлежавших ему магазинов сети Mr. Goodbuy DIY, купил участок площадью без малого 3 га прямо на пляже Грейс-Бей и построил на них 4-звездочные Ocean Club, а затем и Ocean Club West.

Помимо того что архипелаг попросту красив, интересна и судьба этих островов. В разные периоды истории они принадлежали и Испании, и Франции, и Ямайке. В XVII в. здесь процветала добыча соли, и корабли специально останавливались там, чтобы пополнить запасы. Затем британский король Георг III (1738–1820) решил селить там лоялистов, выступавших против отделения от Великобритании ее североамериканских колоний и к концу Войны за независимость тысячами эмигрировавших из Северной Америки. Лоялисты селились на островах и возделывали там хлопок и агаву, из которой затем получали волокна – сизаль. На Западном Кайкосе сохранились остатки поселения Янки-Таун, в центре которого красуется ржавый остов паровой машины с гордым названием “Manchester 1842”. Затем хлопчатники стали приходить в упадок, и население острова начало стремительно сокращаться. До недавнего времени на Прово оставалось всего около 600 человек. Но именно поэтому там и сложилась уникальная комбинация: почти необитаемые “райские” острова и культура, близкая и американцам, и европейцам.

“Особая привлекательность архипелага в том, что эти острова по-прежнему входят в состав Содружества и находятся в управлении Британской короны, – рассказывает Олинджер. – Политическая ситуация здесь спокойная и стабильная. А когда слышишь “поддерживается Британией”, ощущаешь себя особенно спокойно”.

Олинджер остановился на симбиозе отелей и кондоминиумов, поскольку считает такую комбинацию идеально сбалансированной. “Островам необходимы отели, чтобы сюда стремились туристы, которые прибывают на регулярных рейсах, – рассуждает он. – Отнюдь не каждый хочет или может позволить себе купить здесь недвижимость”. Но если доля туристов в населении архипелага станет слишком высокой, то народу станет чересчур много и этот райский уголок безнадежно испортится, продолжает девелопер.

С другой стороны, фактором риска остается и слишком высокая активность девелоперов. Скажем, сейчас население Провиденса составляет порядка 20 000 человек. На других островах архипелага оно увеличивается не менее стремительно. Кроме проекта по строительству 5-звездочного отеля, которым занимается Хартшорн, 5-звездочный курорт Royal Reef строится сейчас на острове Северный Кайкос; в столице архипелага подумывают о расширении гавани, чтобы в нее могли заходить и океанские круизные суда, а на Грейс-Бей власти разрешили строительство первого на архипелаге восьмиэтажного здания, чем вызвали тихое неудовольствие островитян.

Бывший дизайнер интерьеров Джуди Сентджонстон и ее приятель Питер Дженкинс приехали сюда из Лондона. Обоим уже за 60, и оба на пенсии. В начале 90-х они приезжали отдыхать на Теркс и Кайкос, а лет семь назад купили маленькую двухкомнатную квартирку прямо на пляже. “Тогда это было удивительное, совершенно нереальное место, – вспоминает Джуди. – Иногда во всей округе не было ни одного человека, кроме нас самих. Это, конечно, эгоистично, но мне все же нравилось, когда здесь было меньше народу”. Впрочем, тут же замечает она, со строительством инфраструктуры появляются новые рестораны, новые магазины. “Скажем, построили великолепное поле для гольфа. И люди явно стали жить лучше, и всякий раз, когда мы сюда приезжаем, мы встречаем прежних друзей. Здесь как в хорошем клубе – все владельцы жилья друг друга знают. И если задуматься, здесь все еще фантастически прекрасное место!”

Среди других преимуществ архипелага – близость к Соединенным Штатам. Он расположен всего в 925 км к юго-западу от Флориды. И, может быть, поэтому на архипелаге, который, кстати, принадлежит Великобритании, расчеты производятся в долларах США.

Так сложилось, что три четверти владельцев недвижимости на островах архипелага – канадцы и американцы, в том числе Брюс Уиллис и Деми Мур, которым принадлежит вилла на Parrot Cay. Но здесь всегда было и много подданных Британской короны. Теперь же, когда компания British Airways увеличила число прямых рейсов на Теркс и Кайкос до двух в неделю, а фунт сильно укрепился к доллару, британцев будет здесь еще больше, полагает Гэри Бауэр, руководитель компании Ocean Realty. “Англичане должны теперь слетаться сюда стаями, – говорит он. – Фактически все, что они здесь покупают, обходится им в полцены”.

В последние годы количество прямых рейсов из Северной Америки на Теркс и Кайкос значительно увеличилось. “Несколько лет подряд зимы в Северной Америке были холодными, к тому же не так давно в другие тропические страны туристы почти перестали ездить из страха перед атипичной пневмонией. Потом на нескольких круизных судах были зафиксированы вспышки непонятного вирусного заболевания, на Каймановых островах бушевал ураган, поэтому для Теркс и Кайкос наступило время туристического бума”, – рассказывает Гэри Бауэр.

Впрочем, и в соседней Флориде курортный бизнес на островах процветает. Самое дорогое место в тех окрестностях – остров Фишер. В 1925 г. девелопер Карл Фишер обменял его на яхту одного из наследников семьи миллиардеров Вандербильдов. Затем он перешел в руки консорциума инвесторов, в состав которого входили Ричард Никсон (президент США в 1969–1974 гг.) и его друг Бебе Ребоццо. А сейчас на этом клочке суши в Бискайском заливе самая высокая в США концентрация состоятельной публики.

Остров Фишер, размеры которого составляют 0,9 х 0,9 кв. км, расположен всего в 3 милях (около 5 км) от Майами. Сам остров, равно как и права на его застройку, принадлежит компании Fisher Island Investments, которая намерена сделать его еще более дорогим и престижным местом, чем сейчас, и превратить в некое подобие европейского княжества Монако – правда, без казино.

Однако и сегодня на острове есть все, чего может пожелать душа отдыхающего миллиардера: SPA, поле для гольфа на девять лунок, две глубоководные марины (стоянки для яхт), куда могут заходить яхты с длиной корпуса более 60 м, шесть ресторанов, частные спасательная и пожарная службы, обсерватория и школа. Отель Fisher Island Hotel & Resort был назван лучшим в Майами, SPA Internazionale вошел в десятку лучших американских курортов.

Вдоль главного бульвара насадили деревья с затейливо подстриженными кронами, а песок на пляжи завезли с Багамских островов. Главная достопримечательность острова – особняк Вандербильдов. Он построен в испано-средиземноморском стиле и задает архитектурный стиль всем туземным постройкам. Кроме того, на острове есть знаменитый теннисный центр на 18 кортов, поле для поло, а также паром, яхты, вертолеты и аквапланы, которыми при необходимости можно воспользоваться круглосуточно.

И все же нынешним владельцам кажется, что этого мало. Они хотят сделать SPA еще лучше, а для этого сменить там управляющего, повысить качество услуг, предоставляемых туристам, и вообще пытаются завлечь “сильных мира сего” всеми доступными способами.

Смысл дальнейших расширений в том, чтобы привлечь на остров больше европейцев, рассказывает директор по операциям Fisher Island Investments Седрик Динейн. Кроме того, из-за слабого доллара, как и на Кайкосе, приезжим из Европы удается купить местную недвижимость относительно легко.

Правда, в последнее время островная недвижимость дорожает. “После того как в декабре 2004 г. остров купили нынешние владельцы, цены стремительно взлетели”, – рассказывает риэлтор Елена Блантцер, которая специализируется на работе с недвижимостью острова. И все равно, как отмечает аналитик Дэйвид Дэбби, “для многих иностранных покупателей нынешние цены могут навести на мысль о распродаже с 50%-ной скидкой”. Хотя остров побил рекорд штата Флорида. Здесь состоялась самая дорогая сделка по перепродаже частной недвижимости. Объект площадью 840 кв. м купили за $8,7 млн.

Поэтому неудивительно, что с незапамятных времен между компанией, управляющей островом, и его более чем состоятельными обитателями установились “трудные” отношения, рассказывает Дэбби. Правда, Динейн утверждает, что нынешние владельцы хотят сломать историческую традицию. Например, те, кто захочет купить на острове недвижимость, должны будут заплатить “взнос” размером примерно $175 000, если планируют на нем жить, а если нет – то выплачивать каждый год по $10 000. Правда, если кто-то пожелает просто остановиться в местном отеле на 65 мест, то никаких специальных взносов ему платить не придется.

И все же амбициозные планы новых владельцев категорически не устраивают давних обитателей острова. По словам Динейна, компания намерена привлечь сюда и европейцев, и “покупателей из категории более молодой, модной публики”. Сейчас средний возраст островитян – 48 лет. Новые владельцы хотели бы изменить демографическую картину: поменьше стареющих генеральных директоров и побольше знаменитостей и “вообще важных людей”. Правда, и сейчас на острове обитает немало знаменитостей, например Опра Уинфри, Роузи О’Доннелл или Мэл Брукс.

Зимний “высокий” сезон заканчивается, и с приходом лета на острове вновь начнутся строительные работы. Первыми ощутят на себе перемены управляющие отелем: его коттеджи будут подвергнуты радикальной перестройке. Кроме того, в течение шести лет компания намерена построить на острове 206 жилых зданий, некоторые из них будут многоэтажными таун-хаусами. Затем управление островом перейдет к самим жителям. Правда, к тому времени, как это произойдет, на нем не останется ни одного неосвоенного уголка. Жителям архипелага Теркс и Кайкос повезло больше. (Использованы материалы FT.)