Бензин опять дорожает


Еще в конце марта, когда независимые НПЗ завершили закупку нефти с поставкой в апреле, аналитики стали прогнозировать скорый рост цен на топливо. Помимо сезонного роста спроса причина была в том, что эта нефть по сравнению с предыдущим месяцем подорожала почти на четверть.

Так и случилось. Оптовые цены продолжили свой рост, начавшийся еще в конце января, – за это время бензины марок А-92 и А-95 стали дороже соответственно на 37% и 30%, а теперь очередь дошла и до розницы. По данным Московской топливной ассоциации, за прошлую неделю средневзвешенная цена дизельного топлива на столичных АЗС увеличилась на 30 копеек до 14,09 руб./л, бензин А-80 – на 24 копейки до 13,39 руб./л, А-92 – на 45 копеек до 15 руб./л и А-95 – на 41 копейку до 15,97 руб./л. В целом по России, по данным Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков “Кортес”, с середины марта бензины подорожал на 2,4%.

Вице-президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша главную причину дорожания топлива видит в высоких мировых ценах на нефть и незаинтересованности нефтяников в этой ситуации работать на внутреннем рынке. “Ведь НДПИ зависит от мировых цен, но взимается со всего добываемого сырья, независимо от того, куда оно идет – на внешний рынок или внутренний”, – поясняет он. Собеседник “Ведомостей” также полагает, что государству необходимо стимулировать модернизацию российской нефтепереработки, чтобы НПЗ из того же количества нефти выпускали больше высококачественных светлых нефтепродуктов.

Аналитик “Кортеса” Марина Ковалева отмечает, что заметный рост цен на апрельские объемы топлива начался еще в конце марта из-за запаздывания навигации, которая в полном объеме начнется в начале мая. Аналитик прогнозирует, что рост цен продолжится, хотя и не в таком темпе, как в прошлом году.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров полагает, что сдержать дальнейший рост цен может только лишь ужесточение антимонопольного законодательства. “Без применения административных методов нормализация ситуации на рынке топлива невозможна, но они же могут негативно повлиять на рынок нефтепереработки”, – говорит аналитик. По словам Нестерова, эффективным инструментом для регулирования, например, цен на дизельное топливо могли бы быть пошлины в период сезонного спроса. Однако аналитик говорит, что в нынешней ситуации растущих цен на нефть и на нефтепродукты рост цен начнет тормозиться снижением спроса из-за низкой по сравнению с уровнем цен платежеспособности потребителей.

Между тем цены растут не у всех. Как отмечает один из участников топливного рынка московского региона, “ЛУКОЙЛ” с тех пор, как его президент Вагит Алекперов в конце декабря пообещал Путину не поднимать цены на своих АЗС, действительно держит их. В итоге топливо там на 7–8% дешевле, чем в среднем по региону. Однако, говорит собеседник “Ведомостей”, оптовые цены “ЛУКОЙЛ” повышает вместе с другими производителями. “В итоге получается банальный демпинг. В Москве конкурентный рынок, и это не очень заметно, но в регионах, где компания доминирует, независимые трейдеры таким путем фактически изгоняются с рынка”, – говорит бензоторговец.

Начальник отдела “ЛУКОЙЛа” по работе с инвесторами Геннадий Красовский с такой постановкой вопроса категорически не согласен. “Розничные цены, по которым торгуют наши заправки, обеспечивают приемлемую рентабельность, и ни о каком демпинге речи быть не может”, – говорит он. Красовский напоминает, что за рубежом доходность АЗС составляет 5–7%, в России же торговцы привыкли к 25–30%, поэтому, наверное, и недовольны ценовой политикой “ЛУКОЙЛа”.