Имиджевые покупки


В марте сеть магазинов модной одежды Vanity арендовала торговый центр Opera на Казанской ул., 5а, площадью 5000 кв. м. Ни в Vanity, ни в “Корпорации С”, которая является девелопером проекта, не называют суммы контракта. Но источник, знакомый с условиями сделки, утверждает, что Vanity будет платить $60–70 за 1 кв. м в месяц. Эксперты сходятся во мнении, что это крупнейшая за последний год сделка в сфере торговой недвижимости, и подчеркивают, что случаи аренды операторами целого торгового комплекса единичны.

Немецкие операторы Real и OBI, до сих пор в Петербурге не представленные, договорились с компанией Vinci Construction Grands Projeсs об аренде соответственно 18 000 кв. м и 17 000 кв. м в торговом центре “Радуга”. Общая стоимость центра площадью 75 000 кв. м – 170–195 млн евро. По договору аренды, заключенному на 10 лет, Real заплатит компании Vinci, которая является инвестором проекта, около 30 млн евро. Строительство “Радуги” началось в марте, сдача запланирована на середину 2006 г.

В 2005 г. инвесторы обещают увеличить рынок торговой недвижимости на 500 000 кв. м – именно столько, по словам Игоря Лучкова, руководителя отдела оценки и аналитики компании “Бекар. Коммерческая недвижимость”, заявлено к открытию. Однако фактический ввод скорее всего окажется гораздо ниже запланированных показателей. “Задержки будут обязательно. Учитывая петербургскую практику, можно ожидать, что сроки сдачи части проектов будут перенесены на 2006 г.”, – уверен Лучков.

А менеджер по маркетингу консалтинговой компании “Астера” Наталия Малеева прогнозирует ввод в 2005 г. около 340 000 кв. м торговых площадей, что, по ее словам, примерно вдвое меньше заявленных объемов.

Чаще всего сроки срываются из-за сложностей в получении и оформлении недвижимости, а также недостатка финансирования, говорит представитель одной из инвесткомпаний, попросивший не называть его имени.

По данным “Астеры”, в этом году можно ожидать ввода 18 торговых комплексов, семь из которых специализируются в первую очередь на продовольственной торговле (это четыре магазина сети cash & carry “Лента”, два центра “О’Кей” и торговый комплекс “Рамстор”). Петербургскому рынку этого вполне достаточно, полагает Малеева.

По ее словам, многие московские и западные торговые компании не рассматривают Петербург как потенциальный рынок сбыта. Отсутствие интереса объясняется в первую очередь сравнительно невысокой покупательной способностью петербуржцев: по итогам 2004 г. товарооборот петербургской розницы составил около 202,5 млрд руб., тогда как москвичи потратили на покупки около 1,4 трлн руб., добавляет Малеева.

С ней не согласна гендиректор компании Stanley Estate Мария Тиника. “Покупательная способность здесь действительно ниже, однако выход в Петербург – это часть имиджевой политики многих компаний”, – говорит она. По ее оценке, примерно 50 владельцев торговых марок, преимущественно непродовольственной сферы, проявили интерес к петербургскому рынку, однако до сих пор не нашли подходящего помещения. Многим из них нужны магазины в так называемых торговых коридорах (зонах с высокой плотностью торговых площадей и пассажиропотоков), говорит Тиника. К таким зонам она относит Невский проспект (плюс 50 метров в каждую сторону вдоль него), Владимирский проспект, Садовую улицу, Большой проспект Петроградской стороны и места в непосредственной близости от станций метро.

Средняя ставка аренды в торговых коридорах за год, по ее словам, выросла в среднем со $100 до $150 за 1 кв. м в месяц. Более динамично росли ставки на Невском проспекте (со $120 до $200 за 1 кв. м в месяц) и в районе станции метро “Садовая” (с $80–100 до $150–170).

Президент группы компаний “Аверс” Михаил Зельдин также указывает, что ликвидные с точки зрения расположения площади остаются локомотивом повышения арендных ставок. Однако темпы их роста в 2004 г. он оценивает более сдержанно – на уровне 15–20%. В этом году ставки, по его мнению, вырастут еще на 10–15%. Малеева считает, что в прошлом году аренда торговых площадей подорожала на 10–15%.