На грани рентабельности


В 2004 г. в увеличении капитала и масштабных рекламных кампаниях не было необходимости. Полученная прибыль – деньги, которые компания заработала сама, рассказывает финансовый директор УК “Брокеркредитсервис” Салават Алпаров. При этом почти 75% заработанной управляющими прибыли пришлось всего на три компании, а более 10 млн руб. не удалось получить и 20 участникам рынка. Прошлый год был не очень удачным, объясняет вице-президент банка “Держава” Андрей Макагон, фондовый рынок вырос всего на 8% и компании остались без бонусов и комиссий за хороший результат. У Четверикова есть и другое объяснение невысокой прибыли управляющих: многие компании работают не только внутри страны, и иностранные операции не всегда отражаются в российской отчетности.

В прошлом году российским управляющим удалось заработать около 2,1 млрд руб. – на 500 млн руб. больше, чем в 2003 г. (см. таблицу). Но тогда из 1,6 млрд руб. чистой прибыли значительная часть пришлась на взносы учредителей, наращивавших собственный капитал компаний, чтобы соответствовать более жестким требованиям регулятора. С 1 января 2003 г. капитал должен был составлять 10 млн руб. или 30 млн руб. в зависимости от объема предоставляемых услуг. Собственные доходы, напоминает гендиректор РА НАУФОР Виктор Четвериков, практически полностью уходили на рекламу – на 2003 г. пришелся пик борьбы за пенсионные накопления соотечественников.

А Дмитрий Благов, исполнительный директор “Промсвязи”, закончившей год с убытком в 499 000 руб., ссылается на отрицательную переоценку акций предприятий связи, в которые вложен собственный капитал компании. В 2003 г. эта компания заработала более 7 млн руб.

Больше всех в 2003 г. заработала УК “КапиталЪ” – 822 млн руб. По словам гендиректора компании Алексея Шкрапкина, основная часть прибыли получена за счет переоценки бумаг, в которые вложены собственные средства. Впрочем, неплохо заработать управляющие могут и на комиссионных, убежден он, правда, для этого им необходимо привлечь не менее $100 млн от нескольких клиентов. Без критической массы активов под управлением на успех можно не рассчитывать, соглашается Благов. “Такой бизнес либо дотируется, либо находится на грани рентабельности”, – говорит он.

По оценкам Шкрапкина, бизнес по управлению активами может принести 30–40% годовых. На среднегодовую доходность 27,5% ориентируются, например, менеджеры “Арсагеры”, созданной в середине прошлого года. Чуть скромнее – 20–30% в год – оценивает возможности своей команды Михаил Хабаров, гендиректор “Альянс РОСНО”, в прошлом году заработавшей 590 000 руб. На такую доходность он собирается выйти в течение пяти лет. “Компании еще нет и года, и пока мы много вкладываем в технологии и людей”, – поясняет управляющий.

По мере развития рынка прибыль будет расти, полагает гендиректор крупной управляющей компании, пожелавший остаться неназванным, но показывать ее на бумаге управляющие вряд ли станут. Большинство компаний, напоминает он, входят в финансовые холдинги, которые помимо доверительного управления предоставляют клиентам брокерские, банковские и другие услуги. “В связке с брокером работа эффективнее”, – отмечает Благов из “Промсвязи”. Но при такой организации бизнеса у владельцев холдинга возникает соблазн повесить все расходы на управляющую компанию, отмечает менеджер одной из них. “Оптимизировать прибыль от брокерских операций несложно, – говорит он. – А вот комиссии управляющих можно сократить лишь за счет увеличения расходов”.