НОВЫЙ КУРС: Меньшее зло


Союз власти с крупным и лояльным ей бизнесом – вот концепт нового политического проекта для России, сформулированный в последние недели высокопоставленными представителями Кремля. Его главная цель – обеспечить эффективное и неконфликтное решение вопроса о преемственности власти в 2008 г. после истечения конституционного срока полномочий президента Путина.

“Новый курс” Кремля сформулирован в трех программных выступлениях – самого Владимира Путина на встрече с лидерами российского бизнеса, помощника президента Игоря Шувалова на конференции иностранных инвесторов и главы администрации президента Дмитрия Медведева (в его “установочном” интервью журналу “Эксперт”). Окончательное оформление концепта, видимо, состоится в очередном послании президента Федеральному собранию, но уже сегодня основные контуры новой доктрины удержания власти понятны. И вряд ли претерпят существенные изменения.

Власть и бизнес будут “дружить домами”

Контур первый (чего власть ждет от капитала). Кремль вновь готов пойти на стратегический союз с крупным бизнесом ради победы на выборах в 2008 г. устраивающего власть кандидата – преемника Путина. От бизнеса ждут не столько финансовых, организационных и медийных ресурсов в поддержку кандидата Кремля (этого и у самой власти хватает), сколько неучастия в поддержке вероятных альтернативных политических проектов. В частности, тех, в которых задействованы неподконтрольные Кремлю кандидаты в президенты, например экс-премьер Михаил Касьянов или окончательно “оторвавшийся” лидер партии “Родина” Дмитрий Рогозин.

Контур второй (чего капиталу ждать от власти). В обмен на политическую лояльность Кремль готов выдать фактическую индульгенцию на приватизационные сделки 90-х гг. (сокращение срока давности по ним с 10 до трех лет), ограничить административное давление на бизнес со стороны государства (например, в виде доначисления налогов за прошлые годы), а также превратить российский суд в “самый справедливый и самый независимый в мире” (“рынок правосудия” должен быть полностью свернут).

Контур третий (защита “своих”). Российскому бизнесу теперь гарантируется защита от конкуренции внутри страны со стороны крупного иностранного капитала (это к вопросу о вступлении в ВТО на “приемлемых для России условиях”). У Медведева это сформулировано однозначно: “…независимость России может базироваться только на национальном капитале. Ряд секторов экономики вообще должен основываться преимущественно на внутреннем капитале”.

Контур четвертый (госкапитализма не будет). Послан сигнал об отсутствии у государства намерений увеличивать госсектор в экономике (Медведев: “Традиционный государственный капитализм – тупиковый путь развития экономики”). Более того, обещано продолжить приватизацию весьма привлекательных активов, например коммуникационного холдинга “Связьинвест”. Конечно, все выглядит не так примитивно, как в 96-м г., когда “Связьинвест” обещали конкретной группе товарищей (“семибанкирщины”, разумеется, никто больше не допустит), но все же вполне брутально – “собственность и свобода в обмен на поддержку преемника”.

Но, для того чтобы бизнес вдруг не возомнил, что власть теперь от него слишком сильно зависит политически, публично обозначена угроза повторения в любой момент “показательного дела “ЮКОСА” (как дал понять Игорь Шувалов, конечно, не хотелось бы повторения подобного, но, если потребуется, не посмотрим даже на имидж России…).

АО “Власть” с участием “миноритариев”

Примечательно, что речь идет именно о сценарии преемника, а не о более рискованных и жестких проектах “третьего срока Путина” или “парламентской республики”. О том, что такие проекты существуют, но пока держатся в стратегическом резерве ряда кремлевских группировок, свидетельствуют предупредительные заявления Владислава Суркова и Глеба Павловского о недопустимости перехода к парламентской республике и о намерениях власти провести максимально прозрачные президентские выборы. Либеральное крыло президентской администрации правильно понимает угрозы антиконституционного сценария и стремится обеспечить действительно легитимную и спокойную передачу власти в стране, что невозможно в вариантах “а-ля Лукашенко” или “а-ля Кучма”.

В интересах сплочения рядов вокруг “преемника” команда в Кремле готова предложить небольшой пакет акций в структуре высшей власти “миноритариям” от других элитных групп, включая представителей ельцинского окружения периода 90-х и даже “лужковскую группу”. Недаром мэру Москвы позволено нещадно критиковать политику правительства и деятельность прокремлевской партии “Единая Россия”, одним из лидеров которой является сам Лужков. Столичный пасьянс здесь легко просчитывается: лояльность “преемнику Путина” разменивается на поддержку Кремлем “преемника Лужкова” на посту мэра Москвы в 2007 г. и, соответственно, увековечивание господствующих позиций столичного клана. И это будет тоже своего рода “мир в обмен на землю”.

Послан вполне четкий сигнал и либеральным элитам – мы готовы с вами сотрудничать и помогать вернуться на политическую сцену страны, но только если вы поддерживаете действия власти, которые соответствуют либеральным принципам (например, монетизацию льгот). Не пытайтесь “прорваться в Думу” любой ценой, эксплуатируя левопопулистские лозунги типа “Долой грабительскую приватизацию!”, как это делал СПС на региональных выборах. Определяйтесь: с кем вы?

В общем, новый политический проект Кремля выглядит осовремененной версией проекта “Выбор-1996”. Тогда олигархам предложили собственность в обмен на поддержку клана Ельцина. Проект “Преемник-2008” требует от бизнеса и элит лояльности клану Путина в обмен на сохранение собственности и личной свободы. В 1996-м проект удался, и Ельцин остался в Кремле. Бархатную революцию тогда коммунисты устраивать не стали, хотя у них было достаточно оснований чувствовать, что их победа была “украдена”. Теперь, правда, отдельные представители “консолидированной” в 96-м элиты, а ныне граждане Израиля публично сожалеют, что не пропустили тогда во власть Геннадия Зюганова.

Проект “Преемник-2008” может показаться антидемократическим. Но, как и в 1996 г., рассматривать его нужно в пристальном сравнении с вероятными альтернативами. Представьте себе в Кремле кого-либо из нынешних лидеров оппозиции – и выбор против “Преемника-2008” выглядит уже не столь очевидным. Главный критерий выбора сформулировал Глеб Павловский – “не пропустить во власть психопата”. Поэтому в 2008 г. у власти есть шанс на победу. Для этого достаточно просто убедить избирателя, что власть не сильно мешает жить и ее можно терпеть и дальше.

Как меньшее зло…