ВЕКТОР


Берегись автомобиля

Российский рынок акций падает вслед за мировыми фондовыми рынками (см. статью на стр. А1), на рынке рублевых облигаций неспокойно из-за проблем “Нортгаза”. И лишь российские еврооблигации пока держатся, хотя, возможно, это будет продолжаться недолго. Аналитики считают, что угроза вновь может прийти с Запада – с рынка облигаций американских корпораций. Детонатором взрыва могут стать бонды гигантов автомобильной промышленности – Ford Motors и General Motors. Сейчас на рынке обращаются бумаги этих компаний на $100 млрд. Финансовое положение Ford и GM оставляет желать лучшего. Все три ведущих мировых агентства – Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch пересмотрели прогнозы рейтингов американских автомобильных корпораций. Участники рынка не исключают, что их облигации вполне могут переместиться из инвестиционной в спекулятивную категорию. В таком случае котировки бумаг рухнут и, учитывая их объем в обращении, потянут за собой весь рынок. Повышение ставок на американском рынке приведет к росту доходности на развивающихся рынках, включая российский. Так, проблемы автомобилестроителей в далекой Америке могут отложить выход на рынок еврооблигаций российских корпораций. Ведь занимать придется под более высокий процент.

Сильный ответ

Похоже, в отношениях между давними партнерами, российским “Газпромом” и немецким E.ON Ruhrgas, намечается серьезный раскол. Долгое время “Газпром” терпеливо сносил обиды, нанесенные немецкой компанией. Так, в октябре 2003 г. накануне своего слияния Ruhrgas и E.ON отказались продать “Газпрому” свою долю в крупнейшем газовом трейдере в Восточной Германии – Verbundnetz Gas. А в прошлом году E.ON Ruhrgas буквально из-под носа у “Газпрома” увел румынскую газораспределительную компанию, а затем и газовые активы венгерской MOL.

Но вскоре “Газпром” отплатил E.ON Ruhrgas той же монетой. В апреле монополия заключила сделку с немецкой Wintershall, в результате которой последняя получит 50% минус одна акция в Южно-Русском газовом месторождении.

На долю в этом проекте очень рассчитывал E.ON Ruhrgas и даже готов был отдать за это принадлежащие ему 6,4% акций “Газпрома”. Монополия была уверена, что теперь-то E.ON наконец станет более сговорчивым в отношении продажи части своих газовых активов в Европе. Но, правда, пока ей только удалось серьезно разозлить E.ON. Вчера председатель правления E.ON Вульф Бернотат заявил, что немецкий концерн готов предложить “Газпрому” лишь миноритарные доли в своих газовых подразделениях, да и то не в ведущих, как на этом настаивает “Газпром”. Скорее всего, компромисс будет найден, но после сделки с Wintershall позиции “Газпрома” в переговорах с E.ON очевидно усилятся.

Гарантированный минимум

Крупнейшие сотовые операторы решили положить конец удешевлению связи. В ближайшее время “ВымпелКом”, а за ним и МТС планируют установить в Москве нижний ценовой порог для prepaid-тарифов, которые ориентированы на наиболее массового абонента. В “ВымпелКоме” решили, что SIM-карта с $5 на счете не может продаваться дешевле чем за 150 руб., а с $10 – не дешевле чем за 300 руб. А столичный “МегаФон” рекомендовал дилерам минимальные цены на комплекты prepaid еще раньше конкурентов. Операторы объясняют, что хотят таким образом избавиться от абонентов-”летунов”, которые по дешевке покупают SIM-карту со стартовой суммой на счете, выговаривают деньги, потом выбрасывают карту и покупают новую. В результате операторы могли бы снизить волнующие их показатели оттока абонентов – у “ВымпелКома” в IV квартале 2004 г. отток составил 5,7%, а у МТС – 6,3%. Но инициатива операторов наверняка преследует и другие цели. Сотовые компании давно жалуются, что стоимость минуты разговора снижается слишком быстро. Из-за этого падает выручка операторов в пересчете на абонента (ARPU). В начале 2004 г. среднее значение ARPU у МТС составляло $14,1 в месяц, а в текущем году, по мнению президента компании Василия Сидорова, этот показатель в среднем по России снизится до $9–10. Обеспокоен “более агрессивным, чем ожидалось, ценовым давлением” и гендиректор “ВымпелКома” Александр Изосимов. Установив предел для снижения стоимости prepaid-контрактов, операторы могут частично решить проблему.