НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Профессорская кухня


Чем занимается американский профессор школы бизнеса в свободное от учебы и консультаций время? Тем, чем наши профессора пока не занимаются, – он профессионально общается. Наверное, именно поэтому пока в России ощущается нехватка собственных научных подходов, подкрепленных эмпирикой – исследовательской базой. В книге “Стратегическая гибкость” авторы-составители представляют участников ежегодной конференции общества стратегического менеджмента, правда состоявшейся в далеком 1996 г. Стоит ли ворошить прошлое? Стоит хотя бы потому, что ее участниками были известные и почитаемые ныне Джеймс Кристиансен, Гэри Хэмел и К. К. Прахалад. Да и тема интересна даже сейчас – “Конкурирование в новой экономике: управление без границ”. Основу сборника составили пять ключевых тем – инновации, организация, управление, сотрудничество и компетенции.

В каждой из них есть как чисто теоретические статьи, так и прикладные, наполненные выкладками и выводами. Так что читатель сам может выбрать, что ему интереснее и понятнее. Мне, например, приглянулась статья Дж. А. Стимперта, Майкла Е. Вассермана и Мулумли Джаярам, озаглавленная “Стратегические траектории и модели инновации”. В ней авторы справедливо отмечают, что “один из ключевых парадоксов деятельности организаций заключается в том, что, несмотря на наличие существенного управленческого таланта топ-менеджмента, использование изощренных методов прогнозирования и планирования, а также доступ к консалтинговым услугам, фирмы часто довольно медленно реагируют на изменчивые условия бизнеса”.

Авторы весьма удачно используют метафору траектории, подчеркивая, что “она обладает обоими качествами принятия стратегических решений – зависимостью от пути и динамичностью”. По их мнению, “основными силами, которые создают траекторию, являются познавательные процессы и экономическая среда”.

Оказывается, связь между размышлениями менеджеров и реальными стратегиями организации очень похожа на выявленные многими исследователями ментальные модели.

Более того, “индивидуальные ментальные модели или схемы тесно сплетаются с общепринятой организационной практикой и стандартными операционными процессами”. “В результате, – как отмечают авторы, – даже если повседневные процессы в организации предусматривают оценку и реагирование на изменения в окружающей их среде, на деле фирма лишь копирует уже существующие процедуры и заведенные порядки по ускорению товарооборота, инновациям и навыкам реагирования на изменения во внешней среде”. Ссылаясь на исследования К. Арджириса, Б. Левитта и Дж. Марча, они пишут о том, что “организации могут увязнуть в ловушке компетенции, когда они будут чувствовать себя специалистами в области повседневной практики и процедур, которые не соответствуют изменениям в их окружающей среде”.

Самой полезной и информативной среди всех статей сборника я бы назвал работу Дона О’Нила и Говарда Томаса “Оценка деятельности совета директоров”. В ней видны не только серьезные теоретические знания, но и их огромный практический опыт.

Как пишут авторы, критериями оценки деятельности советов директоров чаще всего выступают рентабельность и биржевая стоимость акции, за ними в порядке убывания следуют: открытое обсуждение проблем и планирование наследования; корпоративный рост и достижение стратегических целей; видение/стратегическое направление и планирование вознаграждений; беспокойство заинтересованных сторон и структура капитала (долг/собственный капитал); дивидендная политика и реструктуризация корпорации (уменьшение размеров, приобретения), а также рыночная доля. Однако на практике “формальная оценка деятельности советов директоров является больше исключением, нежели правилом, а если она и производится, то председателем или директорами – по сути, советы сами оценивают свою деятельность”. Дон О’Нил и Говард Томас разработали основной набор “мер по оценке деятельности советов, который может быть применен универсально независимо от компании, отрасли или национальности”, снабженный массой рисунков и таблиц, где, например, четко очерчены обязанности совета директоров. Насколько этот набор универсален – трудно судить, лучше попытаться проверить рецепты профессоров практикой.

Некоторые из статей могут, несмотря на звучные заголовки, показаться чересчур заумными. Например, Хенк Вольберда и Чарльз Баден-Фуллер, пишущие о стратегическом обновлении и создании компетенций, сплели такую сеть размышлений, что в ней можно запутаться. Вот как они описывают предпринимательство: “Несмотря на то что высокая предприимчивость рассматривается как источник более быстрых изменений, слишком сильно развитая предприимчивость может привести к разрушению или даже провалу. Слишком большой набор стремлений по сравнению с незначительной базой ресурсов и неконтролируемое экспериментирование могут привести к принятию слишком большого комплекса полномочий и ответственности”. Вряд ли основатель системы быстрого питания Уолт Андерсон задумывался об этом: в 1916 г. он занял $80, чтобы купить и подремонтировать старую сапожную мастерскую, в которой разместил прилавок, три табуретки, лист железа, служивший ему жаровней, и разную кухонную утварь. Над дверью он пристроил вывеску: “Гамбургеры за 5 центов”. Книги, конечно, стоят дороже – хоть это и пища, но ведь духовная.