Опасная игра

В. Баранов

Но недавно руководство “Роснефти” на встрече с банкирами отказалось реструктурировать долг и посоветовало им вновь обращаться в “ЮКОС”. Это означает дефолт “Юганскнефтегаза”, утверждает менеджер одного из банков-кредиторов. “Роснефть” признает поручительство, но платить отказывается, – говорит он. – Мы выдвинули требования, которые те отказались выполнять. Это официальные требования, которые уже просрочены”. По его словам, долг по этому кредиту сейчас составляет $490 млн, так как уже в этом году поступил платеж от “ЮКОСа”, который ранее был заморожен на его счетах.

“ЮКОС” перестал платить по кредитам в декабре 2004 г., после продажи “Юганскнефтегаза”. В январе банки потребовали от нового собственника “Юганска” – “Роснефти” погасить оставшуюся часть долга по кредиту на $1 млрд, которая тогда составляла $540 млн.

Официально ни банки, ни “Роснефть” не объявляли дефолт “Юганска”. Дефолт необязательно объявлять, по сути, это отсутствие платежей, отмечает управляющий партнер юрфирмы A.S.T. Legal Анатолий Юшин. “Юганск” действительно давно в дефолте, говорит аналитик S&P Елена Ананькина.

Испорченные отношения с банками грозят кросс-дефолтом самой “Роснефти”, предупреждает Ананькина. Некоторые банки, которым госкомпания отказывает заплатить по поручительствам “Юганска”, кредитовали саму “Роснефть”. Например, кредиторами обеих компаний являются Deutsche Bank, Societe Generale и HSBC, указывает один из кредиторов “Роснефти”.

Госкомпания, набрав долгов на “Юганск”, превысила допустимый по прежним контрактам уровень долга, напоминает Ананькина. Сама госкомпания оценивала свои обязательства, включая долги “Юганска”, примерно в $20 млрд (около $3 млрд до его покупки). Менеджеры двух банков – кредиторов “Роснефти” подтвердили “Ведомостям”, что она нарушила допустимый уровень долга по прежним контрактам и теперь просит банки их пересмотреть. “Мы оставляем эти просьбы без положительного ответа, – говорит один из банкиров. – А если нам придется судиться по поручительствам “Юганска”, то будем объявлять “Роснефти” кросс-дефолт по другим кредитам”. Другой банкир подтвердил возможность кросс-дефолта, но назвал ее маловероятной.

Представитель “Роснефти” заверил, что компания продолжает работать с кредиторами, но от комментариев отказались. Раньше менеджер “Роснефти” признавался, что компания ведет переговоры об изменении условий прежних кредитов. Citibank, Deutsche Bank, ING, Societe Generale от комментариев отказались. Получить комментарии Commerzbank, Credit Lyonnais, HSBC не удалось, а в “Юганскнефтегазе” от комментариев отказались.

Дефолта “Роснефти” не будет, уверен член совета директоров госкомпании. Банки будут осторожными, ведь они хотят работать на российском рынке, полагает близкий к Кремлю источник, напоминая, что “Роснефть” купила “Юганск” с дисконтом. Выполнить условия кросс-дефолта “Роснефти” с ее уровнем долга и обременениями “дочек” будет сложно, замечает руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский., советуя “Роснефти” не переоценивать свою значимость для банков.

Целью “Роснефти” может быть затруднение сделки с “Газпромом”, уверен Юшин. В обмен на “Роснефть” государство хочет получить контроль в газовой монополии. Вряд ли “Газпром” возьмет актив с непонятными долгами и это затруднит сделку, соглашается Ананькина. Представитель “Газпрома” Сергей Куприянов признает, что с учетом предстоящего объединения концерн беспокоят отношения “Роснефти” с кредиторами. Будет ли монополия платить за “Роснефть”, если той объявят кросс-дефолт, зависит от того, как распределятся обязательства “Роснефти” в ходе сделки, добавил он.