Планы № 6


Фестиваль начнется в июне, но даже на объявление афиши организаторы – Международная конфедерация театральных союзов – позвали целую делегацию европейских театральных деятелей. В Москву приехали генеральный секретарь Comedie Francaise Жан-Пьер Журден (вы тоже улыбнулись?), директор швейцарского театра “Види-Лозанн Е.Т.Е.” Рене Гонзалес и знаменитый французский режиссер Патрис Шеро.

Выступления Шеро в Центре им. Мейерхольда станут чем-то вроде фестивального аперитива. Сегодня он будет читать перед публикой “Записки из подполья” Достоевского, а завтра на пару еще с одним режиссером – Филиппом Кальварио – представит тексты неизвестного у нас писателя Эрве Гибера. По словам самого Патриса Шеро, сделать читку ему впервые предложили четыре года назад на Барселонском фестивале. Шеро выбрал тогда как раз “Записки из подполья” и увлекся: за четыре года в читке начало появляться все больше игры и она стала постепенно превращаться в спектакль.

Швейцарский “Види-Лозанн Е.Т.Е.” привезет новый спектакль режиссера и композитора Хайнера Геббельса, с которым московская публика впервые познакомилась во время театральной олимпиады. Тогда спектакль Геббельса назывался по-японски – “Хаширигаки”, теперь заголовок – на языке австралийских аборигенов: “Эраритжаритжака”, что означает “Вдохновляемый желанием того, чего нет”. Но вообще-то названия – последнее, о чем думаешь на спектаклях Геббельса. Он строит действие как музыкальную импровизацию, превращая постановку в авангардный концерт, на этот раз – с участием амстердамского квартета “Мондриан”. Пытаясь найти определение спектаклю (который покажут в Москве 3, 4 и 5 июня), директор театра Рене Гонзалес выдал диковатое словосочетание “поэтическо-технологический триллер”. Но с Геббельса станется сделать и такое.

Остальные опорные точки программы пока перечислим через запятую. На открытии фестиваля (1–5 июня) будет играть ансамбль французских саксофонистов “Урбан Сакс” – их шоу ставит Вячеслав Полунин. Английский режиссер Деклан Доннеллан покажет “Трех сестер” (24 июня – 3 июля). Британское присутствие вообще будет внушительным. Помимо Доннеллана, чьи фирменные приемы наша публика выучила уже наизусть, в Москву впервые приедут три лондонских театра: “Гекко” (27–30 июня), Complicite (они привезут посвященный Шостаковичу спектакль “Шум времени” с участием Эмерсон-квартета, 9–12 июля) и New Adventures (19–24 июля). Еще одно топ-событие – новый спектакль знаменитого швейцарца Кристофа Марталера, который на Чеховском фестивале уже бывал, но такой радикальный проект привезет впервые. Его “Защиту от будущего” в Берлине планируют играть на заводе, в Вене – в психиатрической клинике, а в Москве Марталер выбрал Музей им. Ленина (18–21 июля).

Интригующе выглядит большая программа бразильских театров. Но тут о качестве бесполезно гадать заранее: экзотика!

Зато легко предсказывать сумасшедшие аншлаги на завершающих фестиваль гастролях Comedie Francaise (26–30 июля). Мало того что главный театр Франции в последний раз приезжал в Москву 20 лет назад. На этот раз французы привезут “Лес” Островского в постановке Петра Фоменко, которого у нас уважают не меньше, чем в Париже – премьеров Comedie Francaise.