ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Внутреннее управление


Кремль велел думцам из “Единой России” публично дискутировать. Из их рядов выделяют две группы находчивых, которые бы могли выступить с совершенно разнонаправленными суждениями. Одни, например, будут ратовать за свободу и плюрализм. Скажут, что судебная реформа не смогла обеспечить независимость суда. Без фамилий и примеров, просто – не смогла, и все. Или еще скажут, что в стране существует угроза “авторитарного реваншизма”. Но тут тоже с завитушкой: нужно добавить, что исходит эта угроза от налоговых органов. Чувствуете полет остроумия: авторитарный реваншизм налоговых органов? Вторая группа выступит через два дня, так указано в сценарии. Те, наоборот, скажут про социальную ориентированность, про усиление роли государства, недопустимость монетизации и других шагов, ухудшающих положение трудящихся.

В целом формат понятен: должно получиться что-то вроде КВН. Команда московского педагогического против петербургского политехнического. Это, кстати, не шутка. Особая тонкость режиссерского замысла в том, что в команду “либералов”, т. е. тех, что против налогового авторитаризма, подбираются в основном питерские. А друзья трудящихся – из команды московского головы. Первый раунд в “Интерфаксе”, второй – у Познера, третий – у Соловьева. “Одни говорят одно, другие – другое, кто же прав, как соединить несоединимые позиции?” – разведут руками ведущие. “А не помешает ли такая разноголосица единству партии, единству России?” – спросят они у артистов. “Не помешает, – дружно ответят капитаны команд, – дело в том, что единство России для нас главное, а все остальное – так, для развлечения публики”.

Анонсируя предстоящие выступления, глава партии и спикер Грызлов предупредил, что сам он сторонник “социального консерватизма”. Недоброжелатель мог бы заподозрить, будто это означает, что спикер ничего не имеет против налогового авторитаризма и ратует за ухудшение жизни трудящихся в результате непродуманных реформ. Но это, конечно, не так. Это означает лишь, что после того, как команды выступят, спикер и глава возьмет слово, сообщит, что единая Россия – это сильная Россия, присудит победу дружбе и тем завершит праздник плюрализма. А откомандированные вернутся на свои места, потому что, как известно, в реальности думская фракция “Единой России” разделена ни на какие не фракции и не крылья, а на подгруппы, как массовка для живых картин на стадионе.

“Зачем этот цирк и хлопанье крыльями?” – спросит себя немного старомодный консервативный наблюдатель, т. е. тот, что привык относиться к судьбе страны с минимальной ответственностью. На этот вопрос в Кремле имеется ответ. Это необходимо для того, чтобы страна не попала под внешнее управление. Потому что, если ее проблемы начнут серьезно обсуждаться, если партий будет больше, чем одна, если по телевизору будут спорить, а не разыгрывать сценки, а кто победит на президентских выборах, не будет заранее известно, то мы непременно под внешнее управление сразу попадем. А если же у нас вместо всего этого будет один КВН, если все слова и мысли будут превращены в такие разноцветные каучуковые мячики, которыми можно безбоязненно кидаться и которые так весело отскакивают от пола и стенок, то это будет ясное свидетельство, что управление у нас внутреннее. Бесполезное, пародийное, но именно этим неопровержимо свидетельствующее, что оно внутреннее.