Рабы мобильника


Мобилография – снимки, сделанные фотокамерой мобильного телефона с последующей их трансформацией, – популярная народная забава. Есть даже Всемирное общество мобилографов, которое вместе с Московским домом фотографии и журналом WAM стало организатором этой выставки. Первая “Актуальная мобилография” прошла только что, в рамках фестиваля “Мода и стиль в фотографии”. Если так пойдет дальше, то выставки можно устраивать в режиме нон-стоп, благо стараться особенно не надо – снимай все, что попадется на глаза, да раскрашивай. Процесс затягивает.

На вернисаже художники дружно благодарили организаторов за врученные “Моторолы”. Честно благодарил Семен Файбисович, признавшийся, что был у мобильника на побегушках. Мобильник привел его в метро, где Файбисович снимал замученных и полусонных пассажиров. Таких он когда-то рисовал в жанре фотореализма, и получалось очень качественно – особенно в сравнении с растянутым до крупного формата мутным мобилографическим изображением. Остальными членами московской сборной современного искусства мобильник управлял не так настойчиво, многих даже из дома не вывел.

Можно сказать, что каждый художник сделал самопародию. Олег Кулик гнусно и смешно снимал животных, Франциско Инфанте – внедренные в природу объекты, Игорь Макаревич – кукол на свалке, Владик Мамышев-Монро – фотографии Мерлин Монро. Некоторые добились качественного изображения, некоторые этого делать не стали – качественное изображение можно получить нормальной камерой. Если нет нужды в качестве, то должны быть легкость и кайф. Веселее всего получилось у завзятого шутника Александра Шабурова – с помощью мобильника с большим количеством опций он пририсовал себе и коллеге Мызину рожки. Но что с художника взять, он всегда сделает автопортрет.

В общем, на остро стоящий вопрос – что делать с дурным множеством изображений, которые скоро можно будет снимать не только телефоном, но также утюгом и сковородкой, – выставка ответа не дает. Технический прогресс ставит всех в тупик – возможностей дает много, но сильно замусоривает жизнь. Если есть кнопка – надо на нее нажать. Удержаться труднее, чем сфотографировать.