Угольщики заплатят


В феврале – марте сотрудники Счетной палаты под руководством аудитора Владимира Панскова проверили, насколько честно платят налоги и таможенные платежи кемеровские угольщики, в частности, “Южкузбассуголь”, “Междуречье” и “Кокс”. Все они экспортируют значительную часть продукции, отмечает менеджер одной из крупных угольных компаний. По закону за вывоз угля экспортные пошлины платить не надо – с бизнесменов собирают только сборы за таможенное оформление. По расчетам СП, в 2004 г. кемеровские угольщики потратили на них 55 млн руб. (2,2% в общей сумме отчислений Кемеровской таможни в бюджет).

Государство могло бы получать от экспорта угля гораздо больше, решили аудиторы. В результате роста российских и мировых цен на кокс переработчики угля “имели сверхприбыль и значительные свободные денежные средства”, цитирует отчет Панскова агентство “Интерфакс”. Например, “Южкузбассуголь” за год поднял цену на 40–50% – до $80 за тонну коксующегося угля на внутреннем рынке и до $95 – на внешнем, говорит гендиректор компании Владимир Лаврик.

Коллегия СП в пятницу рекомендовала правительству ввести экспортные пошлины на уголь в зависимости от его “потребительской ценности”. Письмо об этом, сообщил источник в аппарате Панскова, будет отправлено в Белый дом до конца апреля.

Предприниматели с выводами СП не согласны. По словам Лаврика, всю дополнительную прибыль – она выросла за год в 1,5 раза до 5 млрд руб. – его компания направила на инвестиции. “Если мы впервые [за последние 15 лет] смогли вложить в модернизацию шахт собственные деньги, о какой сверхприбыли тут можно говорить?” – недоумевает он. Рост фискальной нагрузки на предприятие вынудит его свернуть вложения и повысит аварийность на шахтах, утверждает Лаврик. Средняя цена энергетического угля – $67 за т, затраты на его транспортировку от места добычи и перевалку в порту доходят до $28–29, стоимость фрахта – до $15–17, говорит директор по экспорту Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Игорь Грибановский. “Экономическая эффективность операций позволяет финансировать солидные инвестиционные программы, но не более того”, – поясняет он.

В Минфине размышления аудиторов тоже не встретили понимания. По условиям вступления во Всемирную торговую организацию России придется постепенно отменить экспортные пошлины, напоминает начальник отдела тарифного регулирования министерства Александр Сакович. К тому же при нынешних ценах на нефть доходов у бюджета достаточно и без пошлин на экспорт угля, добавляет он.