В родные пенаты


Если крупнейшим акционером ТКБ станет РЖД, то фактический статус банка, его положение на рынке не изменятся, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. “Можно ожидать, что в банке появятся новые формальные акционеры, а бизнес его по сути не поменяется, – отмечает она. – Мне не ясна суть такой приватизации”. По оценке Орловой, если судить по капиталу ТКБ по российским стандартам [почти $150 млн], весь банк может стоить $200–250 млн, но при условии, что в нем останутся финансовые потоки РЖД. “Как инвестиционный банкир, я бы оценил 75% ТКБ, исходя из его капитала первого порядка по МСФО [т. е. без учета субординированного кредита НПФ “Благосостояние” на 1,35 млрд руб.] с коэффициентом 1,3 – т. е. примерно в $100 млн плюс-минус $10 млн”, – сказал председатель правления “Вэб-инвест Банка” и член совета директоров ТКБ Александр Винокуров.

Еще на прошлой неделе на вопросы, будет ли РЖД участвовать в аукционе по продаже госпакета ТКБ, в транспортной монополии не могли ответить определенно. “РЖД размышляет на тему участия в приватизации ТКБ, решение во многом зависит от оценки госпакета и [претендующих на него] конкурентов”, – заявлял “Ведомостям” один из руководителей РЖД.

В самом банке рассказывают, что предварительная оценка госпакета независимым оценщиком уже завершена – $75–100 млн – и сейчас готовится официальное заключение. Более того, сотрудники ТКБ полагают, что уже есть предварительная договоренность между РЖД и “Северстальтрансом” идти на аукцион в тандеме. Тогда 25% плюс 1 акция банка могут достаться подконтрольному РЖД НПФ “Благосостояние”, а оставшиеся 49,9% – “Северстальтрансу”, выходец из которого Игорь Левитин в прошлом году возглавил Министерство транспорта и связи. Впрочем, руководители “Северстальтранса” и РЖД опровергают эту информацию. “Мы никогда не занимались банками. Это ошибка”, – сказал “Ведомостям” гендиректор “Северстальтранса” Константин Николаев. Топ-менеджер РЖД также заявил, что с этой организацией не было переговоров о совместном участии в покупке акций ТКБ: “С предложением пойти в тандеме [на аукцион] к нам обращались несколько крупных банков, как российских, так и иностранных, но “Северстальтранс” нам не делала такого предложения”. В РЖД отказываются комментировать информацию об оценке госпакета ТКБ до получения официального отчета. Но неофициально представители монополии делятся своими данными о том, что оценка ТКБ производилась двумя принципиально разными методиками (исходя из капитала и приведенных доходов, т. е. генерируемой за год прибыли) и разброс стоимости 75% акций – от $70–80 млн до $200 млн. “ТКБ может быть оценен в $80–130 млн, это наше видение стоимости 75%”, – сказал источник в РЖД.

Именно этот пакет ТКБ значится в прогнозном плане приватизации федерального имущества на 2005 г. И согласно вчерашнему заявлению Якунина, возглавляющего совет директоров ТКБ, РЖД претендует как минимум на блокпакет банка. Хотя его коллеги по РЖД уверяют, что пока окончательное решение об участии монополии в приватизации банка не принято.

В РФФИ отказались сообщить, кто был выбран в качестве оценщика ТКБ и был ли он вообще выбран фондом. “Пока мы не получим распоряжение Росимущества, где будет определена нормативная оценка, говорить о какой-либо оценке и работе оценщиков мы не можем”, – заявил пресс-секретарь РФФИ Александр Комаров.