Весь “ЮКОС” в придачу

С. Портер

Вчера стало известно, что на основные активы “ЮКОСа” вновь был наложен арест. Имущество и счета компании уже арестовывались службой судебных приставов летом 2004 г. в рамках исков налоговиков о взыскании с “ЮКОСа” неуплаченных налогов. Но 5 апреля Арбитражный суд Москвы по ходатайству “Юганскнефтегаза” арестовал активы “ЮКОСа” снова. Как пояснил “Ведомостям” сотрудник суда, арест наложен в рамках обеспечения иска “Юганска” о взыскании с бывшей материнской компании недополученной выручки на 163,1 млрд руб. Такой ущерб, по мнению нового собственника “Юганскнефтегаза” – “Роснефти”, “ЮКОС” нанес бывшей “дочке” в 1999–2003 гг., покупая у нее нефть по заниженным ценам и выводя ее прибыль на “подставные компании”, зарегистрированные во внутренних офшорах. Рассмотрение иска намечено на 25 апреля. Помимо этого “Роснефть” рассчитывает получить с “ЮКОСа” еще и выставленные “Юганску” налоговые претензии на 141,2 млрд руб. Этот иск планируется рассмотреть в мае.

Представитель “Роснефти” называет арест активов “стандартной мерой”. Представитель “Газпрома”, куда должны отойти активы госкомпании, утверждает, что компания активами “ЮКОСа” не интересуется. Эксперты считают, что цель нового ареста для руководства “Роснефти” – застолбить за собой оставшиеся у “ЮКОСа” активы. Если иски “Юганска” будут удовлетворены, то арестованные активы, стоимость которых покрывает размер претензий, автоматически отойдут истцу (“Юганскнефтегазу”, который предполагается сохранить в госсобственности под руководством президента “Роснефти” Сергея Богданчикова. – “Ведомости”), рассуждает партнер юридической фирмы A.S.T. Legal Анатолий Юшин.

Из перечня арестованных активов можно сделать вывод о том, на какие именно активы “ЮКОСа” претендует “Роснефть”, считает представитель “ЮКОСа”. Как говорится в судебном определении, копией которого располагают “Ведомости”, “Юганск” попросил суд арестовать принадлежащие “ЮКОСу” акции “Самаранефтегаза”, “Томскнефти”, Восточно-Сибирской нефтегазовой компании, а также пакеты акций Ачинского, Сызранского и Стрежневского НПЗ, Ангарской нефтехимической компании, “Тамбовнефтепродукта”, “Иркутскнефтепродукта”, Каспийской нефтяной компании и Mazeikiu nafta. Во всех случаях речь идет о контрольных или больших пакетах. “Роснефть” требует почти все, что осталось у опальной компании. Капитализация “ЮКОСа” вчера составляла лишь $1,2 млрд (вчера она упала еще на 4,5%), чего не хватило бы для погашения долгов перед “Роснефтью”. Но аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов оценивает оставшиеся у “ЮКОСа” активы в $12 млрд.

Источник в администрации президента отмечает, что госкомпания не стала просить арестовать принадлежащие “ЮКОСу” 34,5% акций “Сибнефти”, а также его газовые и энергетические активы: “они уже обещаны другим”. Он ждет, что за Mazeikiu nafta госкомпания продолжит бороться до конца”. Судья отказалась арестовать акции Стрежневского НПЗ, Каспийской нефтяной компании и Mazeikiu nafta, объяснив, что в них “не конкретизированы права “ЮКОСа”. Компания владеет ими через офшоры: 53,7% акций Mazeikiu nafta у голландской Yukos Finance.

Три источника, близких к Group Menatep, рассказали “Ведомостям”, что активами “ЮКОСа” интересуются российские нефтяные и инвестиционные холдинги. Об этом слышали и в инвестбанках. Главный бенефициар Group Menatep Леонид Невзлин подтверждает, что желающих купить акции “ЮКОСа” у группы немало, но назвать их он отказался. В ТНК-BP и “Сибнефти” “Ведомостям” сообщили, что активами “ЮКОСа” не интересуются, в “Базовом элементе” от комментариев воздержались. Представитель “ЛУКОЙЛа” говорит, что его компании “ЮКОС” не нужен. Но источник в компании утверждает, что она интересуется активами “ЮКОСа”, в частности Mazeikiu nafta. Интерес к литовскому концерну подтверждал президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов. “Роснефть” спешит застолбить за собой активы, осознавая, что на них есть и другие претенденты, заключает Дмитрий Лукашов.