Заработать на выбросах


Россия – участник Киотского протокола, по которому с 2008 по 2012 г. все ратифицировавшие его государства должны сократить выбросы парниковых газов в среднем на 5,2% по сравнению с 1990 г. России сокращать эмиссию не придется: отечественные предприятия сейчас загрязняют атмосферу на 30% меньше, чем 15 лет назад. Зато страна сможет ежегодно продавать до 10% от разницы между реальным и разрешенным объемом выбросов – примерно по 500 млн т в год, или $1–3 млрд, по оценке Минэкономразвития. Механизм торговли правительство до сих пор не определило.

Претенденты на “киотские” деньги уже появились. В распоряжении “Ведомостей” оказался текст меморандума о взаимопонимании АФК “Система” и американской Energy and Enviromental Capital (EE-Capital), предусматривающий создание совместного Зеленого энергофонда для привлечения инвестиций в “проекты по энергоэффективности и возобновляемой энергии”. На первом этапе фонд, по словам консультанта “Системы” Антона Галеновича, рассчитывает торговать квотами не менее чем на 100 млн т выбросов (около 500 млн евро).

Учредитель EE-Capital – экс-советник президента США Роналда Рейгана по национальной обороне Роберт Макфарлейн. Для инвестиций в энергосбережение в России после начала действия Киотского протокола наступило “восхитительное время”, убежден он. Партнер Макфарлейна – известный эксперт в области экологических инвестиций Джон Палмизано, один из авторов концепции торговли выбросами в США и организатор AER*X – первой американской брокерской компании, проводившей подобные сделки (в начале 1990-х гг. вошла в состав Enron).

Зеленый энергофонд сможет заработать, если правительство будет передавать квоты в управление компаниям, которые будут формировать портфель проектов и распределять инвестиции между ними. Такой вариант, в частности, предложило Белому дому Минэкономразвития в докладе о схемах реализации Киотского протокола. Держателей квот предлагается определять на тендерах.

Другое предложение Минэкономразвития заключается в том, что бизнес добровольно обязуется сокращать выбросы в 2008–2012 гг. и дает правительству финансовые гарантии своих обязательств в обмен на право продавать национальные квоты иностранным инвесторам на внутреннем рынке. Но этот вариант требует кардинальных поправок в законодательство. “Это сложная в осуществлении схема: в ЕС на создание рынка квот ушло три года”, – напоминает Галенович из “Системы”. Не верит в быстрое развитие рынка квот в России и директор климатических программ Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин. Выбрать оптимальную схему Минэкономразвития должно до 1 июня.

“Система” и EE-Capital отказались сообщить, каким компаниям они намерены передавать “киотские” инвестиции. РАО ЕЭС вряд ли воспользуется их услугами, поскольку у холдинга есть собственный посредник для работы с западными инвесторами – Энергетический углеродный фонд, говорит начальник отдела подготовки проектов фонда Алексей Варфоломеев. “В высокой степени готовности”, по его словам, находятся четыре проекта по энергосбережению на общую сумму 33,5 млн евро. А вот СУЭК не исключает, что сторонние инвесторы будут участвовать в проекте компании по дегазации угольных пластов – их предприятие собирается инвестировать за счет киотских квот, замечает представитель СУЭК Иван Слепцов.