Богослов, который стал папой


78-летний Бенедикт XVI – старейший избранный папа со времен Климента XII, вступившего на престол в 1730 г. 265-й римский понтифик будет возведен на святой престол в воскресенье.

Ратцингер родился 16 апреля 1927 г. в баварском городке Марктль-ам-Инн. Подростком – как и все его сверстники в фашистской Германии – был вынужден вступить в гитлерюгенд. В 1943 г. юный семинарист был призван в вермахт и проходил службу в Мюнхене, в войсках противовоздушной обороны. Незадолго до капитуляции Германии Ратцингер дезертировал, но, вернувшись домой, был арестован американцами и провел несколько недель в лагере для военнопленных.

После войны он вернулся к занятиям в семинарии и в 1951 г. принял сан священника. Ратцингер много лет преподавал теологию в католических университетах Германии. В 1968 г., когда Европу захлестнула волна молодежных бунтов, Ратцингер преподавал теологию в Университете Тюбингена. Однажды группа студентов-леваков, недовольная “консерватизмом” профессора, устроила ему обструкцию. В 1969 г. он перешел в Университет Регенсбурга.

Восемь лет спустя Павел VI посвятил Ратцингера в архиепископа Мюнхенского и Фрейзенгского, а еще через три месяца – в кардиналы. В 1981 г. Ратцингер возглавил Конгрегацию вероучения, отвечающую за чистоту католической доктрины.

В 2002 г. папа назначил Ратцингера деканом коллегии кардиналов. С тех пор он считался наиболее влиятельным деятелем ватиканской бюрократии.

Бенедикт XVI обещает продолжать дело Иоанна Павла II. “Мне кажется, что я и сейчас чувствую, как он сжимает мне руку, кажется, что и сегодня я вижу его веселый взгляд, слышу его слова ко мне: “Не бойся”, – сказал он вчера кардиналам в Сикстинской капелле.

Другой обет Бенедикта XVI – хранить верность 2000-летней церковной традиции и духу решений Второго Ватиканского собора. Проходивший в 1962–1965 гг. собор положил начало серии реформ католической церкви: Ватикан приступил к восстановлению связей с другими христианскими церквями, установлению контактов с нехристианскими религиями, частичному переводу богослужения на национальные языки. Папа назвал своей “первейшей задачей” восстановление единства христиан, для чего нужны “конкретные действия, которые проникнут в души и изменят сознание”. Он пообещал продолжить диалог с другими, нехристианскими религиями.

Новый папа слывет консерватором. Накануне избрания он сказал собравшимся на конклав 115 кардиналам: “На тех, кто обладает ясной верой, основанной на церковном вероучении, сегодня часто наклеивают ярлык фундаменталистов. Единственно приемлемым считается релятивизм”.

Автор 40 книг, владеющий 10 иностранными языками, Бенедикт XVI неоднократно уподоблял церковь “маленькой лодке”, которую швыряют из стороны в сторону волны опасных идеологий – к ним он относил марксизм, либерализм, атеизм и агностицизм. В качестве главы Конгрегации вероучения Ратцингер выступал против реформистских учений церкви. С его подачи несколько католических священников и богословов поплатились карьерой за заигрывания с левыми и либеральными идеями. В 1970–1980-е гг. он вел настоящую войну с “теологией освобождения” – популярным среди латиноамериканских католиков учением, синтезировавшим социальные аспекты христианства с марксизмом, – и добился изоляции ее сторонников.

Упадок веры в Западной Европе тревожит Ратцингера. “В момент своего величайшего успеха Европа была словно опустошена изнутри”, – говорит он в книге “Без корней”, посвященной кризису европейского христианства.

Ратцингер заявил кардиналам, что избрал имя Бенедикт в память о папе Бенедикте XV, сообщает AP со ссылкой на источник в Ватикане. Понтификат Бенедикта XV (1914–1922) пришелся на Первую мировую войну, во время которой он отказался встать на одну из сторон и пытался помирить воюющих. В 1919 г. державы-победительницы наказали папу за нейтралитет, не пригласив его на Версальскую конференцию, где решались вопросы послевоенного устройства Европы.

Избрание Ратцингера разочаровало католиков-либералов. “Не знаю, что и сказать, – разводит руками Райнер Камплинг, теолог из Берлинского свободного университета. – Многие уважают в нем защитника вероучения, но многие немецкие католики отвергают его. Мало кто относится к нему нейтрально”. А знакомый с Бенедиктом XVI священник Томас Фрауэнлоб пожаловался в интервью AP: “Больно слышать, как его называют сторонником жесткой линии. Люди слишком поспешно делают такие заключения”.

Русская православная церковь благосклонно встретила избрание “немецкого” папы. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II выразил надежду, что понтификат Бенедикта XVI “будет ознаменован развитием [...] плодотворного православно-католического диалога”. А профессор Московской духовной академии Андрей Кураев в эфире радиостанции “Эхо Москвы” выразил мнение, что новый папа будет искать общий язык с “Церковью Иоанна Златоуста и Сергия Радонежского”, а не с протестантизмом.